мобильное тв
|
Что мешает украинским оператарам мобильной связи зарабатывать на мобильном телевидении?Абоненты мобильного телевидения за рубежом приносят до 40 млн евро. Что мешает украинским операторам связи зарабатывать на этой услуге? |
Весной этого года поединок тяжеловесов Кличко - Гомес мировое сообщество впервые смогло наблюдать в режиме реального времени на экранах мобильных телефонов.
Грандиозное спортивное событие было призвано послужить толчком для развития перспективной услуги - мобильного ТВ. Согласно прогнозам экспертов, нынешняя армия мобильных ТВ-абонентов, которая уже сегодня насчитывает 40 млн человек, к 2011 году увеличится до 140 млн, а в 2013 году - до 472 млн. При этом объем рынка составит $50 млрд.
Несмотря на относительную “молодость” услуги (ей всего шесть лет), мировые операторы мобильной связи научились на ней зарабатывать. Один абонент мобильного ТВ приносит им до 1 евро. Украина сделала лишь первый шаг в освоении данного направления. Когда украинские операторы начнут зарабатывать на данной услуге?
На сегодняшний день отечественные операторы не могут похвастаться масштабным распространением мобильного ТВ. Всего лишь два из них предлагают данную услугу - “МТС-Украина” и “Киевстар”. Однако, освоив мобильное ТВ, они столкнулись с недостаточной скоростью передачи данных в существующих сетях. Сегодня “мобильщики” предлагают услугу мобильного ТВ на основе GPRS-EDGE - это больше, чем второе поколение, но еще и не третье. В мировой практике есть несколько примеров внедрения мобильного телевидения на основе EDGE, однако успех и массовое развитие данной услуги происходит с приходом связи 3G, рассказали в компании “Астелит”. Соглашаются с этим и в компании “Киевстара”. По словам начальника департамента услуг мультимедиа компании “Киевстар” Сергея Лещенко, в существующих реалиях отсутствия 3G продвижение этого направления пока весьма проблематично. “В настоящее время мы изучаем данный сегмент рынка дополнительных услуг. При этом остается открытым вопрос, когда мобильное телевидение получит свое полноценное развитие. Во многом это зависит от готовности правообладателей распространять ТВ-контент по приемлемой для пользователя цене, наличия в Украине соответствующих телефонов и, в первую очередь, широкомасштабного внедрения в стране третьего поколения связи”, - отметил эксперт.
В настоящее время мобильное телевидение относится к той категории услуг, которые оператор отдает на аутсорсинг. “Необходимое оборудование находится на стороне партнера - контент-провайдера, который отвечает также за адаптацию контента для мобильных терминалов. И до конца года мы не планируем значительных инвестиций в эту услугу”, - рассказывает Сергей Самокрик, начальник департамента развития и управления продуктами компании “МТС-Украина”.
О заработках на мобильном ТВ говорить пока не приходится. Например, PEOPLEnet осенью 2007 года предоставлял своим абонентам возможность в течение целых трех месяцев просматривать в режиме онлайн “НТН” и “Канал новостей 24″ совершенно бесплатно, но после этого “заморозил” данную услугу. Другие операторы ведут более прагматичную политику и минуту пользования мобильным телевидением оценивают для своих абонентов от $0,08 до $0,36. Но и это не приносит им ощутимой выгоды. В общем объеме дополнительных услуг оператора на долю данного сервиса приходится десятая доля процента.
Согласно опросу, проведенному компанией “МТС-Украина”, 40% абонентов готовы смотреть мобильное телевидение, а 27% - платить за него. Однако из всей категории заинтересованных только часть будет готова стать реальными пользователями, признают в компании.
На скорую прибыль и окупаемость операторам также пока рассчитывать рано. Однако заинтересованные стороны не сдаются. По мнению гендиректора телеканала “24″ Романа Андрейко, мобильное телевидение обеспечивает интерактивность, которая поможет предложить новые ТВ-продукты. В случае массового распространения мобильного телевидения станет возможным создание мобильных мини-телеканалов, где пользователь может создавать свою сеть вещания. По мнению участников рынка, наиболее востребованными будут новости и деловые программы, 70% потенциальной аудитории ждет от мобильного ТВ именно бизнес-контента.
Возможно, через три года отечественные мобильные операторы воспользуются прекрасным шансом и обыграют еще более грандиозное событие - Евро-2012. Новаторски настроенные абоненты вместе с заядлыми спортивными болельщиками могут дать толчок перспективному сервису и в Украине. Тогда от пирога стоимостью $50 млрд. Украине перепадет хотя бы кусочек в несколько миллионов.