У McDonald’s отбирают брэндВладельцам брэндов "МакКафе" и "МакКофе" стало тесно на одном рынке. Cингапурская компания Future Enterprises, поставляющая в Россию растворимый кофе и намеревающаяся открыть сеть кофеен в Москве, пытается запретить компании McDonald’s использовать здесь товарный знак "МакКафе", созвучный принадлежащему сингапурцам брэнду "МакКофе". |
В России работают около 100 ресторанов McDonald’s, принадлежащих компании "Москва-Макдоналдс". Оборот за 2002 г. в компании не раскрывают, однако, по данным пресс-службы, в течение года было обслужено более 114 млн посетителей. Future Enterprises Singapore (FES) , принадлежащая холдингу Food Empire, специализируется на производстве растворимых напитков, кондитерских изделий и продуктов быстрого приготовления.
Как стало известно "Ведомостям", глава московского представительства FES Судип Наир направил в Российское агентство по патентам (Роспатент) заявление с возражениями против регистрации товарного знака "МакКафе" на корпорацию McDonald’s. В документе, копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей", говорится, что FES считает этот знак "сходным до степени смешения потребителем" с товарным знаком "МакКофе", права на который в России с 1998 г. принадлежат FES.
FES с 1994 г. продает в России свой растворимый кофе "три в одном" под брэндом MacCoffee ( "МакКофе"). Соответствующий товарный знак FES зарегистрировала в 1998 г. (Компании также принадлежат товарные знаки MacTea, MacCandy, MacFood. ) По данным московского представительства, вложения FES в развитие брэнда "МакКофе" составляли "несколько миллионов долларов в год". Сотрудник представительства сослался на данные Gallup ad Fact, согласно которым в 2002 г. на рекламу "МакКофе" пришлось 2% от общего медийного бюджета кофейных брэндов на национальном телевидении ($133 млн. ) Но главная причина беспокойства FES в том, что компания вынашивает планы открыть сеть кофеен под вывеской "МакКофе" в столице. Именно поэтому, говорит представляющий интересы сингапурцев юрист Екатерина Савченко, FES хочет оградить свой брэнд от сходства с товарным знаком McDonald’s. Последний, кстати, опередил сингапурцев: первое в России "МакКафе" открылось в конце 2002 г. в ресторане McDonald’s на Старом Арбате. А на международный рынок McDonald’s вывел брэнд "McCafe" еще в 1995 г. , и сейчас под ним работают кофейни в 20 странах. Но это не смущает FES. "Мы будем добиваться прекращения нарушения наших прав в использовании брэнда", - говорит Савченко.
Анна Розенич, представитель McDonald’s Сorporation, заявила "Ведомостям", что ее компания подала заявку на регистрацию торгового знака McCafe в России в 2001 г. "Поскольку процесс регистрации продолжается, мы этот вопрос не обсуждаем. Но очевидно, что McCafe - это торговый знак McDonald’s более чем в 20 странах, и еще в 100 странах рассматриваются наши заявки на его регистрацию", - говорит Розенич. Будет ли McDonald’s развивать сеть кофеен в Москве, пока не ясно: Светлана Полякова, пресс-секретарь "Москва-Макдоналдс", сообщила, что точного решения на этот счет пока нет.
"Рестораторы часто сталкиваются с тем, что придуманное название для нового продукта уже зарегистрировано", - говорит директор по общественным связям "Ростик групп" Валерия Силина. По ее словам, "Ростик групп" для своих новых проектов проводит обязательную проверку на чистоту знака. В результате такого мероприятия два года назад выяснилось, что выбранное для сети кофеен название "Бариста" уже зарегистрировано на одного из крупнейших поставщиков кофе в Россию - финскую компанию Paulig. Понадобилось около полугода, чтобы подобрать новое название - "Мока Лока".
Маргарита Миронова, патентный поверенный компании "Усков и партнеры", считает, что у FES довольно большие шансы доказать нарушение своих прав. По ее мнению, можно достаточно уверенно говорить о графическом и фонетическом сходстве знаков "МакКофе" и "МакКафе". А Денис Воеводин, советник юридической фирмы "Саланс", наоборот, считает странным агрессивное поведение FES. McDonald’s в России принадлежат более ранние права на товарные знаки с приставкой "Мак", считает он. "У меня, как у потребителя, эта приставка в первую очередь ассоциируется именно с продукцией McDonald’s", - утверждает юрист. Воеводин отмечает, что международная известность позволяла McDonald’s отстаивать права даже в тех странах, на рынках которых компания не работала. Например, в ЮАР McDonald’s удалось добиться запрещения использования своего названия в качестве вывески для кафе, хотя права на товарный знак в этой стране на компанию зарегистрированы на были, напоминает Воеводин. В Роспатенте комментариев получить не удалось.