|
Олег Невельчук: «Не более чем через год «наружка» начнет переходить на новую систему продаж»«Уже третий год подряд нас радует группа FMCG, которая по некоторым видам увеличивает бюджеты на наружную рекламу больше чем на 170%», - говорит Олег Невельчук, генеральный директор Группы Компаний «РТМ-Украина». |
В интервью «МедиаБизнесу» он дал прогноз по росту объемов рекламы в «наружке» во втором полугодии 2011 года, рассказал, что принесет отрасли «Евро-2012», и назвал сроки, когда «наружка» сможет перейти на продажи по GRP.
- Как прошли первые восемь месяцем для наружной рекламы как отрасли?
- Первое полугодие для отрасли было обнадеживающим. Наметились устойчивые тенденции роста рекламных бюджетов, цен и заполняемости сетей. По прогнозу ВРК на 2011 год объем бюджетов в «наружку» обозначался почти в 1 млрд гривен, что на 25% больше по сравнению с 2010 годом.
Сейчас у нас есть фактические данные за первое полугодие этого года – уже потрачено 700 тыс грн. И это «чистые» рекламные деньги, так как за этот же период отмечено существенное снижение доли социальной рекламы, неопределенная стоимость которой всегда вносила искажения в эту цифру. А если учитывать, что первое полугодие, как правило, не самое лучшие для «наружки», то 700 тыс гривен можно смело умножить на два (ведь второе полугодие – самый активный период) и получить очевидное подтверждения приятной ошибки в прогнозе ВРК.
- За счет чего происходит такой рост?
- Увеличение относительно прогноза конечно не значительное, но прибавка могла быть обеспечена небольшим перераспределением бюджетов в пользу наружной рекламы и появлением новых клиентов, которые ранее не использовали наружную рекламу как канал коммуникаций. Подтверждение – неожиданно высокая заполняемость рекламных поверхностей.
- Изменялась ли стоимость?
- Существенно. Еще в конце прошлого года, приведя весомые аргументы, мы убедили клиентов о необходимости повышения стоимость наших услуг. Необходимо было компенсировать увеличение себестоимости услуги для того, чтобы обеспечить сохранения высокого уровня качества.
На себестоимость прямо влияет инфляция в стране, которая тянет за собой и подорожание всех составляющих нашего «цеха», повышение муниципальных тарифов. Плюс во многих городах утверждены новые концепции размещения внешней рекламы по европейским стандартам – существенно уменьшается плотность инвентаря и на смену морально устаревающим щитам должны встать супертехнологичные конструкции. Все это стоит немалых денег. В принимающих городах ЕВРО-12 такие процессы идут полным ходом, и мы направляем на это серьезные инвестиции. Как для нашей компании - это порядка 2,5-3 млн долларов, которые мы потратим до конца 2012 года. Так вот в текущем году дважды увеличивалась средняя стоимость услуг - на 12-15 % со второго квартала и еще на 10-15% начиная с сентября.
- В предыдущем интервью «МедиаБизнесу» Вы отмечали, что в 2011 году «отрасль не обойдут процессы поглощения крупными холдингами». Ваш прогноз сбывается?
- В каком-то смысле да. Если больших покупок активов особо не было, то значительно увеличились объемы активов, которые переданы в полное управление крупным компаниям – у нас это называется пулом.
- Как повлияет Евро-2012 на отрасль в целом и на ее объемы в частности?
- Следующий год в «наружке» начнется под знаком «Евро 2012». К «Евро» операторы передадут часть своих рекламных площадей муниципальным властям для социальной рекламы чемпионата. Если взять все четыре украинских города, которые будут принимать чемпионат (Киев, Львов, Донецк и Харьков - МБ), то в них в целом под рекламу этого события, на кануне Чемпионата и во время его проведения (в мае), будут задействованы около 3-4 тыс рекламных плоскостей.
Осень добавит нам забот с политическими кампаниями к парламентским выборам. Их объемы оценить могут только продвинутые политические аналитики, и то не сейчас, а ближе к выборам.
- Какие категории рекламодателей были наиболее активными в первом полугодии 2011 года?
Это традиционные группы – «Торговля» на 1-м месте, категория «Автотранспорт», прибавив 47% к прошлогодним объемам, перешагнула на 2-е место, оттеснив на 3-е место «Телекоммуникации и связь». Очевидно, что с ростом покупательской способности и стабилизации рынков финансовые группы увеличили объемы рекламы своих продуктов на 25%. Уже третий год подряд нас радует группа FMCG, увеличивая бюджеты на «наружку» по некоторым видам больше чем на 170%!
- Учитывая политическую ситуацию в стране, обращались ли к Вам оппозиционеры уже сейчас с просьбой разметить рекламу?
- Это весьма робкие запросы, практически стремящиеся к нулю. Тут меня, как гражданина демократического государства могло бы что-то и настораживать, но в Украине, похоже, чисто своя неповторимая модель, которая начнет проявлять себя ближе к парламентским выборам.
- Что уже сейчас дало создание Индустриального комитета наружной рекламы? Насколько это облегчило «жизнь» отрасли?
- Создание самого комитета – это уже историческое для «наружки» событие. Состоялся тендер, заключаются контракты с победителем - исследовательской компанией Doors consulting. Рынок переходит на единый четкий прозрачный для отрасли стандарт. Это принципиально новая прочная платформа для глобальных перемен в отрасли уже в ближайший год. Как одно из самых главных наших целей – переход на продажу по рейтингам – когда наружная реклама сможет продавать клиентам не плоскости, а готовые эффективные решения для достижения клиентом любой цели. Это большая работа, прежде всего, участников ИКНР и всех прогрессивных компаний отрасли. Это и есть венец интеграционных процессов в наружной рекламе. Потом уже дело техники - покупки активов, создание сейлс-хаусов.
По сути вопроса – жизнь такой затеей мы себе усложнили, чтобы потом сделать ее яркой.
- Когда «наружка» сможет перейти на продажи по GRP? И насколько это важно для отрасли?
- Безусловно, с переходом на новый стандарт продаж клиенты станут проявлять больше доверия к наружной рекламе. И в принципе изменится отношение к «наружке» как к медиаканалу.
Клиенты будут лишены каких-либо сомнений о целесообразности использования нашего канала коммуникации в своих стратегиях, потому что каждое понятное решение в «наружке» будет стоить понятных денег. За этим будет стоять скорость, качество услуг и высокая эффективность донесения рекламного сообщения до потребителя. Анализируя темп продвижения ИК в реализации намеченных задач я не побоюсь предположить, что не более чем через год отрасль начнет переходить на новую систему продаж.