Арсен Ревазов
|
Дайджест online-рекламы за две неделиДайджест статей российской прессы на тему онлайновой рекламы за последние две недели. |
Рынки
Российский рынок интернет-рекламы в 2009 году может показать динамику плюс-минус 10%, — цитирует Slon.Ru слова Анны Артамоновой, вице-президента Mail.Ru. В 2008 году рынок медийной интернет-рекламы, по словам эксперта, оценивается в 7 — 7,5 миллиардов рублей.
Председатель правления IMHO VI Арсен Ревазов дал интервью газете «Вгляд» о рынке интернет-рекламы и его перспективах. По его словам, на рынке заметно снизились цены (преимущественно в виде скидок), возросли клиентские бонусы, которые на некоторых сайтах достигли 100%. Все это сделало рынок привлекательнее для клиентов, «которые за те же деньги получают на 30-40% больше инвентаря». «При этом клиенты не снижают бюджеты, не закрылось ни одного агентства, нет сокращений, зарплаты в рублевом эквиваленте не снижаются», — подчеркивает Ревазов. Что касается рекламодателей, то эксперт отмечает, что «в Сети сейчас размещаются почти все крупные игроки: не пришли лишь компании, заинтересованные в сегменте «домохозяйки с доходом средний — ниже среднего». В первую очередь, интерес к Сети проявляют FMCG-компании. «Раньше их бюджеты составляли $100 тысяч в год, сейчас они вышли на уровень в 20-30 раз больше», — отмечает Ревазов.
В кризис украинские рекламщики сделали ставку на интернет, сообщает украинский деловой портал Delo.ua. В 2009 году компании потратят на интернет-рекламу в сто раз больше, чем три года назад — 100 млн грн. С начала года бюджеты на продвижение в укрнете увеличились на 30-40%. Год назад бюджет продвижения сайта на первую страницу Google.com.ua составлял 2000 грн/мес., но в 2009 году за промо сайта рекламодателям предлагают выложить в среднем 3-3,5 тыс. грн/мес. «Интернет дает фору любым медиа с точки зрения измеримости показателей количества и качества контактов в соотношении к их стоимости. Да и качество контакта в интернете зачастую выше, чем в других медиа. Он интерактивен, и можно быстро внести коррективы в кампанию», — отмечает Виктор Должанский, замруководителя отдела маркетинга «Хонда Украина». «Мы ориентируемся на высокодоходную аудиторию и знаем, что наших клиентов практически невозможно „поймать“ где-либо еще, кроме интернета», — говорит Ольга Ильюхина, директор по маркетингу страховой компании «НАСТА».
Аудитория
Российские пользователи социальных сетей в мае провели на этих сайтах в среднем по 6,6 часа, что почти вдвое больше иностранных пользователей, — цитируют исследование comScore «Ведомости». Вице-президент Mail.ru Анна Артамонова констатирует, что в США и Европе пик интереса к социальным сервисам позади, россияне же с ними «еще не наигрались». Правда, зарабатывать с помощью социальной сети та же сеть Mail.ru еще только начинает, признает она. В обозримом будущем реклама и дополнительные сервисы будут приносить социальным сетям примерно равный доход, а в долгосрочной перспективе доля сервисов станет больше, — полагает эксперт. Председатель правления IMHO VI Арсен Ревазов полагает, что на рекламе социальные сети рунета сейчас едва ли зарабатывают $10 млн за полгода. Чтобы заинтересовать рекламодателя, нужно сформировать тематические сообщества и привлечь туда людей — по примеру Facebook, полагает Ревазов. По данным Марии Смирновой, руководителя агентства Media Plus, на социальные сети сегодня приходится уже 15-20% рынка онлайновой рекламы. «Размещая рекламу в социальной сети, рекламодатель покупает контакт с теми же людьми, что и на других ресурсах рунета, того же качества, только гораздо дешевле», — резюмирует Смирнова.
RB.ru анализирует причины лидерства «Одноклассников.ру» среди социальных сетей. По словам издания, «Одноклассники» изначально ориентируются на более широкую целевую аудиторию, в то время как социальные группы «ВКонтакте» — это начинающие айтишники, продвинутые студенты и школьники, жители Северо-Западного региона. В то же время «Одноклассники» забирают себе домохозяек, «секретарш» (имеются в виду не профессии, а социокультурные паттерны), «офисных хомячков» и людей, в целом далёких от интернета. Более того, человек, подсевший на «Одноклассники», скорее всего окажется потерян для ICQ и других IM: «Одноклассники» заменяют фотохостинг, рекомендательные сервисы, сайты знакомств, а «ВКонтакте» обычно весь этот набор дополняет. Кроме того, у «ВКонтакте» не очень удачный соцдем для продаж рекламы: интернет-продвинутые учащиеся монетизируются хуже, чем «лирушечные» девочки, отмечает ресурс.
Россияне не готовы отказываться от интернета, — сообщает Slon.Ru. По данным «Директ Инфо», только 11% их респондентов в Москве и Петербурге (и 16% в российских регионах) за последние полгода уменьшили свои траты на интернет. Еще около 11% москвичей и 13% жителей глубинки собираются сделать это в ближайшее время. По сравнению с ситуацией годичной давности расходы москвичей на интернет сократились на 7%, в то время как на мобильную связь они стали тратить на 10% меньше. В регионах затраты на доступ к Сети упали на 18% (на мобильную связь — на 20%). А по данным Profi Online Research каждый третий россиянин (36%) стал меньше пользоваться мобильным интернетом. Правда по заявлениям операторов, мобильный интернет-трафик вырос — это единственный показатель, резко изменившийся по сравнению с прошлым годом. Аналитики J’son & Partners, iKS-Consulting и AC&M-Consulting оценивали прошлогодний рынок мобильного интернета по-разному: соответственно в $657 млн, $935 млн и $929 млн.
Социальные сети
Наибольшего сокращения можно ожидать в мало опробованных, инновационных инструментах онлайновой рекламы вроде «партизанского» маркетинга, видеорекламы и рекламы в социальных сетях, — прогнозирует Алексей Басов, генеральный директор сервиса контекстной рекламы «Бегун», которого цитирует Slon.Ru. В то же время эксперт уверен, что «потеря популярности соцсетями — это миф»: в российских социальных сетях, конечно, не будет того роста онлайн-рекламы, каким он был в 2008 г., но, вероятно, не будет и падения. Не надо забывать, что этот рынок и возник всего год назад, — замечает Басов. Отдельно он отмечает, что рынок рекламы в социальных сетях в России «узок и представлен ограниченным [числом] рекламодателей».
Гендиректор российского офиса MySpace Александр Туркот опубликовал в своем блоге на LiveJournal.com заявление о том, почему MySpace уходит из России, — цитирует этот текст Rb.ru. По словам Туркота, с октября 2008 (дата регистрации юрлица) по май 2009 российский трафик MySpaceRussia вырос более чем на 300%, а количество уникальных посетителей по России выросло вдвое. Похожий рост, по словам Александра Туркота, был и в других русскоязычных сегментах MySpace, например Украине. Всего в русскоязычном сегменте было заведено около 1,4 млн аккаунтов, из них 750 тыс. в России, что дает разницу по сравнению с лидерами рынка не в 50-60 раз, а лишь в 10-11. При этом, по утверждению Туркота, «за все время работы MySpace Russia не купил ни одного перехода, не потратил ни одной копейки на рекламу, не ввел ни единого платного сервиса». Также Туркот уверен, что ресурс имел все шансы стать безубыточным уже в течение 2010 финансового года.
Slon.Ru публикует интервью Юрия Мильнера, гендиректора фонда Digital Sky Technologies, где он рассказал о покупке акций американской социальной сети Facebook. По словам Мильнера, сейчас у Facebook примерно 200 млн пользователей, а $300 млн., потраченных на покупку — «средства, привлеченные от акционеров (не только от Усманова) в течение последнего года, и заработанные».
Форматы
МТС завершила прием заявок на конкурс по созданию платформы, доставляющей мобильную рекламу абонентам, сообщает РБК daily. По оценке МТС, этот сегмент пока составляет не более 0,1% от общего оборота российской рекламной индустрии, которая достигла $9,1 млрд в 2008 году. Однако к 2012 году мобильная реклама может занять до 1,5% рынка. В мире доля этого сегмента уже составила около 2% и продолжает расти. «У мобильной рекламы хорошие перспективы. Даже в кризис рынок новых медиаканалов растет. В интернете, например, не только не фиксируют снижений объемов рекламы, наоборот, ожидают рост до 18% в год. Мобильная реклама схожа с контекстной интернет-рекламой возможностью таргетинга и измеримостью результатов», — говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По данным Amdocs, в среднем по миру сейчас на традиционные каналы приходится 75% рынка, на интернет-рекламу — 22-23% и на мобильную рекламу — около 2%.
Агентства
Крупнейший в мире разработчик программного обеспечения Microsoft Corp. планирует продать свое рекламное подразделение Razorfish, и поручил банку Morgan Stanley найти покупателя, сообщает BFM.ru со ссылкой на Financial Times. По данным издания, актив может приобрести четвертый по величине в мире рекламно-коммуникационный холдинг Publicis Groupe (Франция). Аналитик, пожелавший сохранить анонимность, оценил стоимость Razorfish в пределах $600-700 млн. Выручка компании в 2008 году составляла $400 млн. Microsoft купила Razorfish в 2007 году в рамках сделки по приобретению aQuantive за 6 млрд долларов. Razorfish известна тем, что создала логотип новой поисковой системы Bing, которая принадлежит компании Билла Гейтса (Bill Gates). В Razorfish работают около 2 тысяч человек. Компания обслуживает ряд компаний, в число которых входят McDonald’s, Dell, Nike, Disney.
Рекламные агентства Leo Burnett Moscow и BBDO Moscow заняли первое и второе места в рейтинге креативности действующих в России рекламных агентств, сообщает Лента.ру. Рейтинг креативности составляется на основе мест, которые рекламные агентства занимают на различных фестивалях рекламы (ММФР, Идея!, КМФР, ADCR awards, Golden Drum, «Каннские львы» и других).