Уже с апреля крупнейший в мире оператор "наружки", французская группа JCDecaux, имеет право выкупить у чешской BigBoard 50% в их совместном российско-украинском бизнесе. Четыре года назад эта доля оценивалась в €60 млн, по итогам прошлого года — всего в €15,6 млн.
В Россию и на Украину французская JCDecaux, которая по итогам прошлого года стала крупнейшим в мире оператором наружной рекламы с выручкой €2,35 млрд, вышла летом 2006 года. Тогда было создано СП с чешской BigBoard Group, в которое чехи внесли свои активы в СНГ, а французы — €65,8 млн. Изначально доля JCDecaux в СП составляла 40%, но в 2009 году она, как предусматривалось соглашением, выросла до 50%.
Сейчас работающая под брендом BigBoard компания является в России третьим после News Outdoor и Gallery оператором по количеству рекламоносителей: по данным исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" на январь этого года, около 5,37 тыс. поверхностей суммарной площадью 75 тыс. кв. м. Возможную российскую выручку BigBoard в 2010 году "ЭСПАР-Аналитик" оценивает в 700 млн руб. при общих затратах на наружную рекламу 32,2 млрд руб. с НДС. Кроме того, BigBoard — крупнейший оператор на Украине и владелец местного исследовательского агентства Ukrainian Media Monitor.
JCDecaux может выкупить в 2011 году у чехов оставшиеся 50%, договорились еще пять лет назад партнеры. Опционом французы в первый раз могут воспользоваться уже в апреле—сентябре этого года, указано в отчетности JCDecaux. На конец 2007 года пакет оценивался в €60 млн, 2008-го — уже $50 млн (около €39 млн), 2009-го — и вовсе €13 млн. В кризисном 2009 году расходы на наружную рекламу в России, по оценке "ЭСПАР-Аналитик", упали на 41%, до 27,3 млрд руб. По итогам 2010 года, когда эти расходы выросли уже на 18%, возможная стоимость опциона увеличилась до €15,6 млн.
Удешевление российско-украинских активов было обусловлено не только кризисом, но и российским законодательством, делающим сейчас инвестиции в наружную рекламу практически бессмысленными. По закону "О рекламе", с июля 2008 года по истечении действующих договоров места под рекламные конструкции могут распределяться исключительно по результатам торгов. Большинство договоров истекут уже в 2012 году. Ранее содиректор JCDecaux Жан-Франсуа Деко публично заявлял, что как раз 2012 год, когда подавляющая часть рекламоносителей должна будет разыгрываться на аукционах или конкурсах, станет "прекрасной возможностью" для полноценного выхода на российский рынок.
В 2010 году отраслевые лоббисты инициировали четыре законопроекта, отменяющих или откладывающих неизбежные в 2012 году торги. Два из них были отозваны, а один получил отрицательное заключение правительства. Вчера депутаты Хафиз Салихов и Георгий Лазерев внесли в Госдуму очередную версию поправок в закон "О рекламе".
В штаб-квартире JCDecaux и чешской BigBoard вчера отказались уточнить, собираются ли французы воспользоваться в ближайшие месяцы своим опционом. Если сделка все-таки состоится, но это станет вторым крупным событием в российской наружной рекламе после продажи News Outdoor. Сейчас крупнейшего в России оператора у американской News Corp. примерно за $260-300 млн выкупает пул инвесторов, в который, в частности, входят "ВТБ Капитал", "Альфа-групп" и основатель канала СТС Питер Герви (см. "Ъ" от 21 января).