Уже с апреля крупнейший в мире  оператор "наружки", французская группа JCDecaux, имеет право выкупить у  чешской BigBoard 50% в их совместном российско-украинском бизнесе.  Четыре года назад эта доля оценивалась в €60 млн, по итогам прошлого  года — всего в €15,6 млн. 
В Россию и на Украину французская JCDecaux,  которая по итогам прошлого года стала крупнейшим в мире оператором  наружной рекламы с выручкой €2,35 млрд, вышла летом 2006 года. Тогда  было создано СП с чешской BigBoard Group, в которое чехи внесли свои  активы в СНГ, а французы — €65,8 млн. Изначально доля JCDecaux в СП  составляла 40%, но в 2009 году она, как предусматривалось соглашением,  выросла до 50%. 
Сейчас работающая под брендом BigBoard  компания является в России третьим после News Outdoor и Gallery  оператором по количеству рекламоносителей: по данным исследовательской  компании "ЭСПАР-Аналитик" на январь этого года, около 5,37 тыс.  поверхностей суммарной площадью 75 тыс. кв. м. Возможную российскую  выручку BigBoard в 2010 году "ЭСПАР-Аналитик" оценивает в 700 млн руб.  при общих затратах на наружную рекламу 32,2 млрд руб. с НДС. Кроме того, BigBoard — крупнейший оператор на Украине и владелец местного  исследовательского агентства Ukrainian Media Monitor. 
JCDecaux может выкупить в 2011 году у чехов  оставшиеся 50%, договорились еще пять лет назад партнеры. Опционом  французы в первый раз могут воспользоваться уже в апреле—сентябре этого  года, указано в отчетности JCDecaux. На конец 2007 года пакет оценивался в €60 млн, 2008-го — уже $50 млн (около €39 млн), 2009-го — и вовсе  €13 млн. В кризисном 2009 году расходы на наружную рекламу в России, по  оценке "ЭСПАР-Аналитик", упали на 41%, до 27,3 млрд руб. По итогам 2010  года, когда эти расходы выросли уже на 18%, возможная стоимость опциона  увеличилась до €15,6 млн. 
Удешевление российско-украинских активов было обусловлено не только кризисом, но и российским законодательством,  делающим сейчас инвестиции в наружную рекламу практически  бессмысленными. По закону "О рекламе", с июля 2008 года по истечении  действующих договоров места под рекламные конструкции могут  распределяться исключительно по результатам торгов. Большинство  договоров истекут уже в 2012 году. Ранее содиректор JCDecaux Жан-Франсуа Деко публично заявлял, что как раз 2012 год, когда подавляющая часть  рекламоносителей должна будет разыгрываться на аукционах или конкурсах,  станет "прекрасной возможностью" для полноценного выхода на российский  рынок. 
В 2010 году отраслевые лоббисты инициировали  четыре законопроекта, отменяющих или откладывающих неизбежные в 2012  году торги. Два из них были отозваны, а один получил отрицательное  заключение правительства. Вчера депутаты Хафиз Салихов и Георгий Лазерев внесли в Госдуму очередную версию поправок в закон "О рекламе". 
В штаб-квартире JCDecaux и чешской BigBoard  вчера отказались уточнить, собираются ли французы воспользоваться в  ближайшие месяцы своим опционом. Если сделка все-таки состоится, но это  станет вторым крупным событием в российской наружной рекламе после  продажи News Outdoor. Сейчас крупнейшего в России оператора у  американской News Corp. примерно за $260-300 млн выкупает пул  инвесторов, в который, в частности, входят "ВТБ Капитал", "Альфа-групп" и основатель канала СТС Питер Герви (см.  "Ъ" от 21 января).