29oct2004

Елена Конева: Игорь Ткаченко был хватким предпринимателем

Директор группы исследовательских компаний «Комкон» Елена Конева — о совместном с Consulting Ukraine проекте в области телеизмерений в Украине.

У большой компании всегда есть много хороших дел, которыми можно гордиться, и есть свои «грехи». К таковым я могу отнести наш совместный проект с Consulting Ukraine в 1997 году. Игоря Ткаченко как крупнейшего рисечера породил именно “Комкон”.

Когда мы впервые пришли в Украину 5 лет назад, это было время, когда наши ТВ-исследования в России считались самыми перспективными. «Комкон» рассматривался, как наиболее вероятный игрок, в т.ч. и на украинском рынке. Был проект, под который Samsung выделил $7 млн., его поддержали все ключевые игроки, включая наиболее продвинутого и влиятельного в России — агентства «Видео Интернешнл».

На каком-то этапе, «ВИ» приняло решение о том, что агентству необходимо развивать присутствие на украинском рынке. Они уже здесь присутствовали и ощутили определенный дефицит той информации, которую компания использовала в России. Поэтому «ВИ» откомандировал нас сюда. Мы подписали с «ВИ» соглашение о полугодовом кредите для того, чтобы запустить здесь ТВ-измерение. Мы не планировали здесь создавать дочернюю компанию, мы её и не создавали, найдя первоначально подрядчика в лице Киево-Могилянской академии.

Однако, оказавшись надёжным исполнителем, КМА была плохим продавцом. Проект же требовал комплексного подхода, произвести исследовательский продукт было лишь половиной дела. Его нужно было активно продвигать на рынке, и без местного партнера, который бы «страшно хотел это продавать», запускать проект было бессмысленно. То есть нам был нужен такой вот комплексный не только исполнитель, но и комплексный партнёр, для того, чтобы передать ему технологию. Уже тогда можно было говорить о существовании «технологии «Комкона». Мы уже довольно долго работали в России, у нас был определённый опыт. Это был конкурс разных ноу-хау, то есть, как обрабатывать, как считать разные часовые пояса и т.д. И когда ребята из Киево-Могилянской академии, сказали, что для них продажи не являются главным делом, появился Ткаченко.

Игорь был очень активным человеком и хватким предпринимателем, который сразу «взял быка за рога». Ему был интересен проект, мы же ухватились за его энтузиазм и умение продавать. Через Москву прошло много сотрудников Consulting Ukraine, которых мы обучали на разных этапах. «Комкон» организовал обработку данных, проведение анализов, всему этому мы обучали украинских ребят. На каком то этапе мы договорились, что уходим оттуда. Поскольку были реальные клиенты, и эти исследования сразу же оказались востребованы, то к этому времени большую часть кредита мы уже отдали. Оставшуюся часть долга мы передали Consulting, и Игорь взял проект в свои руки.

Согласно нашей договорённости, «Комкон» должен был в течение достаточно долгого срока этот всё это контролировать. И вот на каком-то этапе мы обнаружили, что с проектом происходят какие-то странности. Пошли какие-то разговоры про «особенные» отношения с клиентами и т.п. Когда мы попытались разобраться, выяснилось, что Ткаченко начал менять выборку и в целом вел себя, как самостоятельный игрок, который уже не намерен с нами считаться. Мы осознали, что не контролируем ситуацию, поэтому попросили Игоря снять с него бренднейм «Комкона», о чем уведомили рынок.

К этому времени мы успели познакомиться с нашей “кантаровской семьёй”. Кантар – это конгломерат различных сетей: Research International, MildowBrown (?), AGB. Они в принципе могут даже конкурировать между собой, что на ряде рынков замечательно делают. Когда в 1999 году мы участвовали в тендере за ТВ-измерения в России (который выиграл Gallup, который сейчас входит в сеть TNS), то представляли интересы AGB. Разумеется, Ткаченко мог выйти на эту компанию и без помощи «Комкона». Однако в нашем случае мы ему помогли.

Сейчас всё сложнее. Мне было очень приятно, что летом 2001 года ваш Индустриальный Комитет приглашал меня в Украину для неформальных консультаций на этапе подготовки тендера по ТВ-измерениям. Когда я приехала в качестве независимого эксперта, мне стали говорить, что Ткаченко, ни с кем не считаясь, меняет выборку согласно своим интересами, и что многие данные, мягко говоря, странные. Как человек, принадлежащий к этому ремеслу, я попросила предоставить примеры, поскольку рисечер традиционно слышит в свой адрес какие-то обвинения. Примеры были очень грубые, можно сказать, вопиющие. Само собой, я высказала свои соображения, что в этой ситуации логично предпринимать.

Поскольку я не брала обязательств о конфиденциальности, то после этой поездки я написала письмо в штаб-квартиру AGB о том, что возникла реальная опасность потерять украинский рынок, что если компания хочет остаться, ей нужно срочно приезжать сюда, решать вопросы с Индустриальным комитетом. И… что-то делать с Игорем! Тогда они не вняли, упустили определенное время. Результат известен (AGB Ukraine проиграло тендер по телеизмерениям компании GfК - Ред.).

ДОСЬЕ

Comcon Ukraine/BMRB (British Market Research Bureau) был основан в 2003 году c целью проведения исследования TGI (Индекс Целевых Групп), а также медиа исследований с использованием международных лицензионных методологий

BMRB (British Market Research Bureau) принадлежит Millward Brown и является одним из наибольших в Европе агентств маркетинговых исследований, использующих широкий спектр инструментов сбора и анализа данных.

BMRB предоставляет исследовательские и консалтинговые услуги в следующих областях:

  • Медиа и маркетинговые исследования - Ad hoc и сертифицированные исследования, включая Target Group Index  (TGI – оригинальный источник для изучения как потребления,  так и медиа) который используется в 49 странах мира.
  • Социальная политика и общественное мнение – количественные и качественные исследования общественного мнения.

U-TGI™ (Украинский индекс целевых групп)

Компания КОМКОН–Украина обладает эксклюзивной лицензией британской компании BMRB International на проведение исследований по технологии TGI в Украине.
U-TGI™ — адаптированный к украинским условиям аналог британского исследования TGI — Target Group Index (Индекс целевых групп), имеющего более чем 40-летнюю историю мониторинга стиля жизни и потребления. В настоящее время TGI — это один из основных источников информации в маркетинговой практике крупнейших мировых компаний. К 2005 г. TGI является стандартом качества для рекламодателей и рекламных агентств в 57 странах мира

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9