29oct2004

Российская победа американского Gallup

<p>В?ера арбитражный суд московского округа отменил решение о регистрации товарного знака Gallup в России за финской компанией Gallup MDC OY. Российский суд впервые за три года вынес решение в пользу наследников Джорджа Гэллапа, основавшего две организации с похожими именами полвека назад.</p>

Вчера арбитражный суд московского округа отменил решение о регистрации товарного знака Gallup в России за финской компанией Gallup MDC OY. Российский суд впервые за три года вынес решение в пользу наследников Джорджа Гэллапа, основавшего две организации с похожими именами полвека назад.

Спор вокруг марки Gallup ведется не первый год в России и не одно десятилетие в нескольких европейских странах. Профессор-социолог Джордж Гэллап создал свое самое знаменитое детище - службу социологических опросов Gallup Organization в 30-х гг. прошлого века. А в 1947 г. Гэллап организовал международную ассоциацию компаний, специализирующихся в области исследования товарных рынков, назвав ее Gallup International. Социолог умер в 1965 г., и с тех пор его сын Алек пытается отобрать у более чем 50 членов этой ассоциации право использовать в названиях слово Gallup.

Российским маркетологам имя Gallup стало знакомо благодаря финской Gallup MDC OY. В 1991 г. финны зарегистрировали в России товарный знак по классу проведения маркетинговых исследований, а также по канцелярским принадлежностям. Позже Gallup MDC OY в России были открыты несколько компаний, специализировавшихся в области маркетинговых исследований, в том числе Gallup Media, ныне являющаяся лидером в исследовании рейтингов телевидения и печатной прессы, а также Gallup AdFact, специализирующаяся на оценке затрат на рекламу.

В 2001 г. Высшая патентная палата «Роспатента» отменила регистрацию товарного знака Gallup по товарному классу «маркетинговые исследования», но представители российского Gallup сумели оспорить решение палаты в двух инстанциях московского арбитражного суда.

Вчера наследники профессора Гэллапа впервые одержали победу в российском суде. Как сообщил «Ведомостям» Евгений Ариевич, партнер компании Baker & McKenzie, вчера федеральный арбитражный суд московского округа отменил решение московского арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, признавшее действительной регистрацию марки Gallup. Процесс для Gallup Organization был настолько важен, что накануне его нашу страну посетил сам Алек Гэллап, принявший участие в специальной пресс-конференции.

Стороны не получили определения судьи, но, по мнению Ариевича, судья мог принять во внимание несколько доводов. Во-первых, судебные органы не смогли должным образом проинформировать участников о проведении судебных заседаний. Руководство Gallup Organization пригласили на судебное заседание повесткой, отправленной курьерской службой DHL, - между тем иностранного ответчика необходимо извещать по линии Минюста. Кроме того, полагает Ариевич, регистрируя товарный знак Gallup, финны могли нарушить российские нормы, касающиеся товарных знаков. Этот документ запрещает регистрацию знаков, вводящих в заблуждение. А в момент регистрации - в 1991 г. - слово Gallup ассоциировалось у большинства россиян с американским институтом общественного мнения, но никак не с маркетинговыми исследованиями.

Gallup MDC OY был представлен в суде юридической фирмой «Саланс». По словам представителя компании, решение суда будет оспариваться. По мнению представителя компании, судья не должен был рассматривать доказательства сторон - его целью была проверка законности вынесенных прежними судами решений.

Российское подразделение Gallup MDC OY - одно из крупнейших маркетинговых агентств нашей страны, его оборот в прошлом году составил около $11 млн.

Представитель российского офиса Gallup MDC OY, попросивший не называть его имени в печати, говорит, что финская компания продолжит борьбу за товарный знак: «Как минимум, ситуация вернется к полугодовой давности, и нам снова придется бороться в суде». Собеседник «Ведомостей» отмечает, что два года назад финская компания была куплена крупным исследовательским концерном TNS, марка которого гораздо лучше известна на рынке маркетинговых исследований, чем Gallup. «Но мы не хотим проигрывать борьбу за товарный знак», - говорит он.

Однако даже проигрыш в борьбе за товарный знак не повлияет на позиции российского подразделения финской исследовательской компании фатально. «[Российский Gallup] является уважаемым и сильным агентством, их все хорошо знают, кроме того, компания может пользоваться другим товарным знаком - TNS, вряд ли что-то должно измениться», - считает Александр Демидов, гендиректор маркетингового агентства GfK.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9