пресса
|
Медиа-компании хотят брать деньги за перепечатку их публикацийИнтернет-пиратство беспокоит не только музыкальные компании, от него страдают и газеты с журналами. Новостные СМИ пытаются сделать что-нибудь с многочисленными веб-сайтами, которые просто-напросто копируют статьи и ставят их на свои страницы. |
Так, на прошлой неделе агентство "Associated Press" объявило, что снабдит свои статьи предупреждениями о недопустимости нарушения авторских прав и будет отслеживать незаконное использование материалов. AP быстро сориентировалось, решив использовать предусмотренные законом средства, чтобы предотвратить перепечатки, хотя и не сообщило, что будет делать с нарушителями.
Стартап "Attributor", базирующийся в Калифорнийском Редвуд Сити, предложил иной подход к решению проблемы - больше напоминающий пряник, чем кнут. Он разработал автоматизированную систему, позволяющую газетам получать часть доходов от рекламы, которая размещена даже на самых маленьких сайтах, копирующих их статьи.
Однако у этого плана есть много технических и юридических препятствий. "Attributor" хочет взять часть рекламных денег, которые должен был получить пиратский сайт, и отдать их владельцу авторских прав. Для этого ему необходима помощь крупных рекламных сетей, включая те, что принадлежат "Google" и "Yahoo". Но пока реакция этих компаний на предложения "Attributor" была достаточно прохладной.
Зато стартапу удалось привлечь многие ведущие СМИ в так называемый Консорциум честного распространения, который сейчас изучает его идеи. Среди участников объединения - "The New York Times Company", "Washington Post Company", "Hearst", "Reuters Media News Group", "McClatchy" и "Conde Nast". "Мне кажется, что (план "Attributor") поможет как-то изменить этот хаос и сделать ситуацию более", - говорит Крис Ахерн, президент "Reuters Media".
Пока участники Консорциума лишь согласились получать у "Attributor" данные о том, насколько широко их информация используется на веб-сайтах, которые ничего им за это не платят. Позже они решат, стоит ли двигаться дальше и воплощать идею об участии в рекламной прибыли. "Мы работаем по принципу доказательств, - говорит Джим Питков, генеральный директор "Attributor". - Мы собираемся доказать, что пиратство - это серьезная проблема, и показать ее масштаб. Затем мы донесем это до рекламных сетей".
Джим Питков, экс-руководитель новостного агрегатора "Moreover Technologies", создал "Attributor" вместе с Джимом Броком, бывшим топ-менеджером "Yahoo". Стартапу удалось привлечь венчурный капитал в размере $20 млн. тремя траншами.
В январе исследование, в рамках которого было проанализировано 250 тыс. статей 25-ти СМИ, показало, что в среднем каждую заметку незаконно размещали 11 сайтов, говорит Питков. Проследив за трафиком, "Attributor" подсчитал, что статью на пиратском сайте читают в пять раз больше людей, чем на сайте издательства. По оценкам компании, от несанкционированной перепечатки материалов издатели в совокупности теряют около $250 млн. в год.
Многим представителям Интернет-индустрии, в том числе топ-менеджерам некоторых компаний, работающих с "Attributor", эти цифры кажутся завышенными. Так, Линкольн Миллштейн, старший вице-президент издательского дома "Hearst" по цифровым медиа, не думает, что его компания действительно теряет такую большую часть выручки. "Я не думаю, что проблема столь велика", - говорит он. А вот агентство "Reuters", напротив, крайне обеспокоено происходящим. "Доходы (от перепечатки) могут исчисляться десятками миллионов долларов, а мы не получаем свою законную долю", - говорит Ахерн.
В основе плана "Attributor" лежит идея о том, что большинство пиратских сайтов зависят от таких сетей, как, например, принадлежащая "Google" "AdSense", которые размещают рекламу на их страницах и отдают им часть выручки. "Attributor" предлагает отыскивать в Интернете сайты, на которых незаконно размещены материалы СМИ, участвующих в проекте, а затем предупреждать об этом рекламщиков, чтобы те могли делиться доходом с настоящими владельцами авторских прав.
Питков считает, что это лучшее решение проблемы. СМИ смогут широко распространять свою информацию и получать от этого выгоду, у небольших сайтов появится законный доступ к профессиональному контенту, а рекламные сети смогут размещать свои объявления на этих сайтах, не опасаясь, что их придется снимать из-за жалоб владельцев авторских прав.
Пока схему "Attributor" одобрила лишь небольшая рекламная сеть "AdBright", тогда как крупные компании держатся настороже. Представители "Yahoo" и "Google" говорят, что у них пока не было возможности детально изучить предложения "Attributor". При этом они отметили, что и так поддерживают СМИ, снимая рекламу со страниц, на которых незаконно размещены чужие материалы.
Тем не менее, Питков считает, что рано или поздно рекламные сети поддержат его инициативу, чтобы защитить интересы пострадавших газет. Однако если эти аргументы покажутся неубедительными, ему есть чем пригрозить рекламщикам: издатели станут требовать удалить рекламу со всех пиратских сайтов, что отнимет у сетей и время, и деньги. "Не исключено, что рекламные сети, которые решат не принимать участия в проекте, будут получать такие требования на десятки и сотни тысяч долларов в день", - говорит Питков.