29oct2004

Обзор рынка коммунальной прессы. Часть 1-я: Харьков

Почему мы начали с Харькова? Есть гипотеза, что это первая столица Украины, в отличие от Киева, который, вроде как, вторая. Базируется она на постреволюционных событиях и присутствии в Харькове правительства советской Украины в 20-е годы. Впрочем, есть боле простое объяснение: редактор журнала AdReport так часто ездит в этот город, что с рынком муниципальной прессы знаком не понаслышке.

Однозначно говорить о том, что рынок харьковской прессы сформировался, нельзя. На протяжении прошлого года произошла смена собственников в ряде газет, а также назначен новый директор самой крупной типографии города - издательства "Харьков". Им стал Алексей Стельмах, бывший главный редактор муниципальной "Городской газеты", до этого издававший газету бесплатных объявлений "В Каждый дом" (в настоящее время эту нишу занимает местный клон "Киева на ладонях" — издание "Харьков на ладонях").

Г-н Стельмах возглавил "Городскую газету" в бытность мэром города Евгения Кушнарева (который сейчас занимает пост губернатора). С назначением Евгения Петровича главой администрации Президента и переездом его в Киев газета начала постепенно хиреть. В конце концов, депутаты горсовета решили, что 2 городских газеты им не нужны. Вторая - газета городского совета "Слобода", которая была основана еще в начале 1991 года. Именно она состоит сегодня на довольствии у города, обходясь бюджету примерно в 40 тыс. гривень ежемесячно.

Эпиграфом этого уважаемого издания является цитата из Григория Сковороды "Каждому городу - нрав и права". Последний месяц его редакцию, однако, основательно лихорадит. Вначале – от того, что перед Новым годом газета выходила, мягко говоря, завышенным тиражом. Потом – от заявлений главного редактора коллективу, что издание едва сводит «концы с концами». Последнее, говорят, послужило поводом для сокращения штата. И это на фоне того, что дирекция газеты премирует бытовой техникой и денежными премиями отличившихся при подписной кампании сотрудников Укрпочты. А также отпускает газету розничным продавцам по цене 5 (!) копеек.

На этой неделе редактор AdReport сам решил проведать руководителя «Слободы» Павла Ивановича Бондаренко, 1973 года рождения, безпартийного, в недалеком прошлом — руководителя малоизвестной студии "Мегаполіс-ТВ". Интервью по поводу финансовой ситуации и перспективах издания на газетном рынке Харькова не получилось. Впечатление о непрозрачности коммунального предприятия усиливали временами болезненные реплики его директора. «Если мне понадобится слепить положительный имидж газеты в кругу национальных рекламодателей, — сообщил г-н Бондаренко, — я заплачу бабки PR-агентству и оно расскажет какая у нас серьезная газета».

На вопрос корреспондента AdReport, а не проще ли абсолютно бесплатно рассказать о стратегии, маркетинговой политике и планах газеты, дабы сформировать впечатление о ней у рекламодателя, главред «Слободы» ответил вопросом: «А какая мне лично из этого прямая выгода?» Чуть подумав, добавил: «Если руководители других изданий расскажут, сколько денег «наличманом» им приносят «добрые дяди», это будет интересно. Тогда и я с Вами могу пообщаться на финансовые темы. Только в качестве такого «доброго дяди» у меня выступает горсовет. А вообще информация о финансировании издания городом является открытой».

Сущая правда. Муниципальное издание дотируется из городского бюджета, а следовательно существует, как у нас принято говорить, на деньги «добропорядочных налогоплательщиков». Павел Бондаренко, который возглавил газету чуть больше года назад, стал первым за 13-летнюю историю газеты главным редактором, директором и депутатом одновременно. Молодой и амбициозный менеджер, казалось, придаст газете новый импульс, подняв ее на качественно иной уровень. Похоже, это тот самый случай, когда первое впечатление оказалось обманчивым. Но для того, чтобы осознать это, стоило, видимо, проработать с г-ном Бондаренко бок о бок весь этот год.

За без малого 14 месяцев его пребывания в кресле главного редактора из газеты ушел практически весь предыдущий состав издания в связи с «некорректным поведением П.Бондаренко». Попросту говоря – хамства. Достаточно вспомнить характерный случай, когда Павел Иванович избил охранника, по поводу чего депутаты горсовета собирались было даже провести внутреннее расследование. Потом, правда, решили что такие недоразумения регулируются КЗОТом. Комиссию по депутатской этике в итоге собирать не стали: дескать, это не повод. Вы где-нибудь еще видели, чтобы директор, главный редактор, депутат, наконец, мог позволить себе ТАКОЕ и при этом сохранить за собой все регалии?

Между тем у «Слободы» за это время уже пятый (!) заведующий отделом маркетинга и рекламы. Только за последние два месяца у нее три раза менялся бухгалтер. По-видимому, у предыдущих сотрудников, непосредственно связанных с финансовыми операциями, отчетность коммунального предприятия и легитимность его коммерческой деятельности особого энтузиазма не вызывала.

В течение всего декабря газета печаталась тиражом, который намного превышал обычный – 20 тысяч. По одной из версий, он бесплатно раздавался жителям города с целью стимулирования подписки (логичнее всего было бы предположить именно это). По другой — что на самом деле, тираж был обычный. А разницу между востребованным и реальным тиражами кто-то положил себе в карман. Впрочем, как в мультфильме «Падал прошлогодний снег», все концы этой истории были спрятаны «в воду». А точнее — в УкрПочту. Если среднестатистическому почтальону выплатить премию за курьерскую доставку газеты, скажем, в размере 50 грн, само собой, он расскажет, что не только разносил по родному участку газету, но и что делал это каждый день и даже сам помогал ее печатать.

Нужно отдать должное руководству газеты, оно слишком рьяно взялось за подписную кампанию-2004. Жаль только, что сделано это было «в свиной голос». То есть когда все сроки этой кампании, согласно каталогу УкрПочты, вышли. И хотя акции по премированию почтальонов идут до сих пор – во всяком случае, на бумаге – чудес не бывает. А потому объем подписки в феврале, по официальным данным той же Укрпочты, упал. В то время как призовой фонд (денежные вознаграждения и мелкая бытовая техника) на премирование почтальонов составил около 5 тыс. гривень. Самое главное, что все это происходит на фоне сокращения зарплат и социальных пакетов штатных сотрудников «Слободы». К примеру, ответственный секретарь, поддерживавшая отношения с автурой газеты не один год, была вынуждена уволиться, оказавшись в неприятной ситуации по отношению к людям, которым задним числом существенно обрезали гонорары. «Мне откровенно жаль эту газету и тех кто в ней по-прежнему работает», — сегодня говорит она.

Муниципальная газета обходится городскому бюджету в 40 тыс. грн. ежемесячно. Путем несложных арифметических вычислений можно рассчитать себестоимость печати газеты. Получается около 35-40 коп. за 1 экземпляр. Добрую половину тиража (около 12 тысяч экз.) руководитель газеты отпускает оптовикам по 5 копеек. Может поэтому (т.е. из-за дешевизны), а, может, потому что за такие деньги (реализатор вряд ли подымет цену на газету выше 25 копеек) ее разбирают весьма оперативно, но газеты с ТВ-программкой на следующий день после поступления в продажу нет уже даже в муниципальных киосках, формально принадлежащих газете «Слобода».

Кстати, о киосках. На просьбу редактора AdReport прокомментировать ситуацию с собственной розницей г-н Бондаренко высказался в духе: с какой розницей? «Создается ощущение, что муниципалитет абсолютно не контролирует этот вопрос. Киоски «Слободы» сданы в субаренду частным предпринимателям. По информации местных наблюдателей – за весьма символические суммы. Кстати, именно эти предприниматели пользуются льготами при приобретении газеты. Совпадение, которое позволяет предположить примитивную схему участия топ-менеджера в прибыли от розничного бизнеса «частников», — выдвигает гипотезу украинский журнал.

Рыба гниет с головы. Посетив в редакцию «Слободы» автор обнаружил метазтазы, которые от кабинета директора газеты распространились на всю территорию редакции. Мелькнула мысль: может ли больной печатный орган здраво освещать деятельность депутатов, которых избрал город? Нет, не может.

Кроме "Слободы", в Харькове есть еще несколько общественно-политических и даже одна "общественно-ироническая" газета. Об этом - в следующем обзоре.

 

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9