|
От рекламы - к носителям. «Видео Интернешнл» создает огромный медиахолдингЕсли верить хотя бы половине слухов, которые на прошлой неделе окружали группу компаний «Видео интернешнл», можно ужаснуться: никто и не заметил, как в считанные недели прямо перед выборами на российском горизонте взошла сверхновая. Начал оформляться гигантский медиахолдинг, охватывающий все отрасли медиа и имеющий прочнейшие связи на самой верхушке медийного, политического и делового истеблишмента. |
Если же размышлять, опираясь только на факты, все равно придется признать, что события прошедшей недели могут оказать серьезное воздействие на ситуацию, сложившуюся на российском медийном рынке. Фактов этих, собственно, пока два: компания «Видео интернешнл», 49% акций которой (здесь мы вновь говорим о слухах) с конца 2002 года принадлежат Роману Абрамовичу, вошла в состав акционеров МНВК, обладателя лицензии на «шестую кнопку», и стала одним совладельцев журнала «Огонек».
Кнопки: от первой до последней
Московская независимая вещательная корпорация (МНВК), которую до последнего времени, как известно, контролировал «израильский бизнесмен» Борис Березовский, с этой недели принадлежит бизнесменам российским. По словам члена совета директоров МНВК Игоря Шабдурасулова, которому Борис Березовский полностью доверил управление акциями корпорации, 75-процентный пакет компании поделят между собой «Видео интернешнл», некоммерческое партнерство «Росмедиаком», Сбербанк и Внешторгбанк. По нашим сведениям, схема владения акциями внутри этого консорциума еще до конца не урегулирована, однако общая договоренность о передаче их консорциуму достигнута, и то, что «Видео интернешнл» будет играть в нем первую скрипку, очевидно: как сообщает «Коммерсантъ», основным переговорщиком со стороны консорциума был гендиректор «Росмедиакома» Александр Решетняк -- газета называет его креатурой одного из основателей «Видео интернешнл», а ныне министра печати Михаила Лесина.
Сменившие МНВК и ТВ-6 ЗАО «Шестой канал» и команда ТВС отказались было от эксклюзивных услуг «Видео интернешнл», доверив сбор рекламы «дочке» «Шестого канала» Ad Break, за что, как полагают многие эксперты, в конце концов и поплатились: не многие рекламодатели отважились лишиться доброго отношения и скидок со стороны «Видео интернешнл». Сейчас «Видео интернешнл» возвращается на «шестую кнопку», причем в роли уже не просто партнера по бизнесу, а как один из его собственников. МНВК, как стало известно «Эксперту», уже подписала договор с нынешним вещателем, телеканалом «Спорт» (одним из соучредителей которого является совладелец МНВК «Росмедиаком») -- за телеканалом «Спорт» закреплено право работать на «шестой кнопке» до конца текущего года с возможностью пролонгации. Это означает, что «Видео интернешнл» гарантированно сможет продавать рекламу на «Спорте» по меньшей мере до конца текущего года, а коль в выборном 2004 году МНВК решит уйти в «большой спорт», так «Видео интернешнл» сможет заключить договор с более влиятельным или прибыльным каналом. И не исключено, что на тех же эксклюзивных или почти эксклюзивных условиях, какие уже имеет на ОРТ, Ren-TV, Euronews, московском РТР, М1 и так далее (см. схему).
Пресса: работать с «Огоньком»
Журнал «Огонек», старейшее из существующих в России изданий (даже если считать «Коммерсантъ», выходивший в незапамятном 1909 году), купила на самом деле не сама «Видео интернешнл», а связанный с ней инвестиционный фонд Russian Media Ventures. Помимо «Видео интернешнл» в фонде участвуют Story First Communication (владелец акций телеканала СТС и 50% акций Радио Maximum), а также ряд иностранных инвесторов, которых глава Story First Communication Питер Герви отказался назвать, ссылаясь на то, что формирование фонда еще не завершено и сделка с ними состоится в ближайшее время. По словам Питера Герви, сделка фонда с владельцами «Огонька» (в финансировании которого ранее принимала участие «Сибнефть») сейчас близка к завершению, однако, насколько известно «Эксперту», новые владельцы уже опечатали бесценный фотоархив издания и проводят собеседования с журналистами, которым предстоит доказать новым владельцам свою профпригодность.
С точки зрения нынешнего расклада на медиарынке покупка, может быть, и неплохого по содержанию, но абсолютно провального коммерчески издания малоинтересна. С начала девяностых годов «Огонек» сильно потускнел. Журнал несколько раз менял формат, но так и не нашел себе места на рынке, ни как клон новостного еженедельника типа Time, ни как иллюстрированное широкоформатное издание типа Life. В декабре прошлого года, по данным TNS Gallup Media, аудитория одного номера «Огонька» не превышала 243,8 тыс. человек, что ничтожно мало для такого издания; рекламные поступления также были мизерны. Однако сам брэнд «Огонька», все еще хорошо известный, и, главное, -- участие в его судьбе тех же Story First Communication и «Видео интернешнл», способно придать всей сделке совершенно иной блеск. Оба партнера по фонду обладают уникальными возможностями для кросс-промоушна подобного рода изданий в различных медиа, а о том, насколько эффективно может работать связка «развлекательное телевидение плюс журнал с картинками», можно судить хотя бы по опыту журнала «Вокруг света», который, как утверждают представители группы компаний «Видео интернешнл», является личным бизнесом ее гендиректора Сергея Васильева. Благодаря одноименной телепередаче на одном из центральных телеканалов это издание продается совершенно нереальным для такого типа журналов тиражом, сравнимым разве что с тиражом Cosmopolitan. По данным TNS Gallup Media, по такому показателю, как аудитория одного номера, «Вокруг света» оставляет далеко позади своего ближайшего конкурента, издаваемый немецкой компанией Gruner+Jahr журнал Geo (1,2 млн человек против 468 тыс.).
Основываясь на покупке только «Огонька», который новые владельцы, может быть, направят по пути «Вокруг света», вряд ли стоило бы говорить о создании нового крупного медиахолдинга. Однако в пользу этой версии свидетельствуют и другие факты и слухи, прокатившиеся по рынку на минувшей неделе.
«Видео интернешнл» закрепилась на рекламном печатном рынке, так же как и в эфире, благодаря эксклюзивным договорам с рядом изданий на размещение в них рекламы. В числе таких изданий, например, «Домовой», «Сериал», «Цветной телевизор», а также журналы издательского дома «Интер-ОВА-Пресс», в частности «Мой кроха и я» и «Интерьер+дизайн». Похоже, что на рынке печатных СМИ «Видео интернешнл» со товарищи будет действовать так же, как и на рынке электронных медиа, то есть от эксклюзивов на рекламу переходить к скупке изданий. По некоторым сведениям, сейчас «Видео интернешнл» приобретает «Интерьер+дизайн», сдававший было свои позиции конкурирующему «Салону» (партнер группы компаний «Видео интернешнл» Максим Бойко отказался подтвердить или опровергнуть факт этой сделки), помимо того, она якобы уже сделала предложение о покупке журналу «ТВ-парк», с января этого года начала издавать бесплатный еженедельный бюллетень «Телеграф», посвященный новостям медиаиндустрии, не исключается также запуск нового женского журнала о жизни selebrities. О том, что группа собирается расширять свою деятельность на рынке печатных СМИ, косвенно свидетельствует и то, что некий «крупный участник рынка» сейчас активно подыскивает себе людей, имеющих опыт в издательской сфере.
По всей вероятности, формирующийся с участием «Видео интернешнл» и Story First Communication фонд собирается сосредоточиться именно на развлекательных изданиях. По словам Питера Герви, «журналы -- один из наиболее быстро растущих секторов на рекламном рынке, и мы определенно займемся ими». «Нас интересует вся медиасобственность, за исключением общенационального телевидения -- главное, чтобы она не была политизирована», -- добавил он. Мнения, что новая структура будет заинтересована, скорее всего, в массовых изданиях развлекательного характера, придерживается и президент Российской ассоциации рекламных агентств Владимир Евстафьев: «Если ’Видео интернешнл’ будет делать свой холдинг, он пойдет покупать то, что плохо лежит. Очевидно, что им проще всего идти в телебизнес и в прессу».
Снова о «Коммерсанте»
Как медиабаинговое агентство «Видео интернешнл» входит в десятку крупнейших, как медиаселлеру -- агенту по продаже рекламных площадей -- на телевидении ему нет равных, по оценкам КОМКОН, доля «Видео интернешнл» на этом рынке достигает 70-75%. При этом ни сама группа, ни соответствующие власти не склонны считать ее положение на рынке монопольным, объясняя свою позицию тем, что компания якобы не может влиять на то, какой из каналов предпочтут ее клиенты. Сейчас, однако, дело больше не ограничивается только рекламой -- интересы группы расширяются, а мощности, которые она уже имеет и собирается завести на телевидении, радио, в печатных СМИ, в Интернете, сама по себе или через аффилированные структуры, могут испугать конкурентов не только из числа издателей глянцевых журналов.
События, связанные с появлением новых собственников у МНВК, вызвали очередную волну слухов и вокруг издательского дома «Коммерсантъ», который, как когда-то МНВК, принадлежит Борису Березовскому: если уж опальный олигарх, хочет он того или нет, вынужден избавляться от своих медиаактивов, то «Коммерсантъ» ему сохранить вряд ли удастся. При этом в качестве одного из новых возможных окончательных владельцев издательского дома называлась как раз «Видео интернешнл». Надо сказать, что если на МНВК Борис Березовский уже очевидно поставил крест (в недавнем интервью журналу «Русский фокус» он говорит, что ему, мол, «уже наплевать» на эту «разрушенную компанию с огромным долгом»), то с «Коммерсантом» за просто так он расставаться никогда не собирался, хотя он может пойти на это, «если будут преследовать моих товарищей».
Слухи об одной из таких попыток поменять «коммерсантов» на товарищей некоторое время назад приводились в газете «Ведомости»: Березовский, пишет газета, предлагал нескольким крупным бизнесменам купить все его медиаактивы, включая «Коммерсантъ», «Независимую газету» и МНВК, единым пакетом за 100 млн долларов и помощь в освобождении из тюрьмы своего друга, бывшего первого замгендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова. Тогда за это никто не взялся. А после того, как из пакета «утекла» МНВК, говорить о пакетной сделке вообще стало бессмысленно. Однако столь лакомый кусок, как «Коммерсантъ», прикупить хотели бы многие. Вопрос, однако, в том, удастся ли г-ну Березовскому его теперь продать, если он даже соберется это сделать?
Опять же по слухам, за прошедшие три года Борис Березовский продал или заложил довольно-таки значительный пакет акций «Коммерсанта» или, скорее всего, акций своих компаний, владеющих ИД. Хотя делалось все очень осторожно, мелкими партиями, а второй стороной в сделках выступали разные юридические лица, в итоге эти пакеты, как говорят, были консолидированы в одних руках. Руки эти, если верить слухам, растут из структур, близких к РАО ЕЭС, и сейчас уже именно эти структуры, а не Борис Березовский контролируют издательский дом.
В самом «Коммерсанте» возможность такого развития событий считают маловероятной. Павел Филенков, коммерческий директор ИД «Коммерсантъ», заверил нас, что никаких изменений в составе акционеров издательского дома за последние три года не происходило, а те, давние, изменения были связаны не с продажей акций Березовским, а с реструктуризацией самого ИД. Однако на вопрос о том, не могли ли поменять хозяев сами компании, которые владеют акциями ИД «Коммерсантъ», уверенно ответить невозможно. По мнению Павла Филенкова, они по-прежнему принадлежат Борису Березовскому, но тайно скупить их акции, как он признает, при желании можно, и можно даже скрыть факты такой скупки от менеджмента ИД.
И все же в то, что «Коммерсантъ» к настоящему времени уже поменял владельца, верят не многие, хотя с тем, что он, по выражению г-на Евстафьева, «плохо лежит» (особенно если учитывать надвигающиеся выборы), согласны почти все опрошенные нами люди. Возможно, что слухи о произошедшей скупке акций «Коммерсанта» не имеют под собой никакого основания, возможно, что Борис Березовский будет в конце концов избавлен и от этого медиаактива, но вовсе не в пользу «Видео интернешнл». Так или иначе, сейчас можно говорить о появлении на рынке СМИ нового игрока, мощь которого по крайней мере сопоставима с мощностью бывших медиаимперий гг Гусинского и Березовского, однако куда более прибыльного и главное -- лояльного.