Когда «Итнтер» больше, чем «Интернешнл»9 декабря холдинг «Видео Интернешнл Киев» объявил о присоединении к портфелю каналов, которые продает "Приоритет", СТБ и "Нового". Однако спустя всего полторы недели ситуация изменилась коренным образом. |
Впрочем, драма с несостоявшейся свадьбой "Видео Интернешнл Киев" с СТБ и М-1, равно как и разводом с ICTV, разыгравшаяся накануне Нового года, скорее всего, далеко не конец в борьбе за телевизионное рекламное пространиство. Это лишь ее новое начало.
Судя по всему, монополизация рекламных продаж отечественного ТВ киевским офисом "Видео Интернешнл" была сюрпризом не только для медиабаеров. По одной из версий, договора ICTV и СТБ с "ВИ" на будущий год были подписаны самими каналами, мягко говоря, несколько раньше, чем появился пресс-релиз о присоединении СТБ к пакету продаж "Приоритета". Однако в "Видео Интернешнл" до последнего ждали аналогичного решения учредителей "Нового". Как утверждает тот же источник, пока менеджеры "ВИ" "буксовали", г-н Пинчук провел консультации о том же самом с лидерами СДПУ(о). Надо полагать, провел успешно. Информационная атака "ВИ", очевидно, при этом сыграла ему только на руку. Отзывы о позициях сейлз-хауса "Интера" на рынке после объявления о росте доли "ВИ" до 60-65%, в самом деле, были весьма пессимистичны. Подлило масло в огонь и наделавшее шуму письмо AGB о соглашении с "Видео Интернешнл".
Напомним: в письме г-на Босси речь шла о продаже всего портфеля каналов "Приоритета" в 2003 году на основании данных панели AGB. Юрий Когутяк, впрочем, тут же направил рисечеру своеобразное "аллаверды", в котором недвусмысленно дал понять, что делать подобные заявления - исключительно его прерогатива. Подобная позиция дала ему лишний козырь: не "срастется" с AGB - можно, сохранив лицо, вести переговоры с GfK.
Тем не менее, дирекции "Интера" было отчего побеспокоиться. Ведь инициатива проведения тендера на ТВ-исследования, а точнее вытеснения с рынка AGB, как принято считать на рынке, принадлежит именно ей. И как должно было выглядеть подписание 2 декабря пятилетнего контракта "Индустриального Комитета" с GfK всего через неделю? А именно - после того, как стало ясно, что руководителям мультирегиональных каналов, по большому счету, уже все равно, какая будет панель. Главное, чтобы она устраивала торгующий их рекламными возможностями "Видео Интернешнл". Скорее всего, топ-менеджеры "Интера" весьма недвусмысленно сформулировали перед учредителями канала, в какой изоляции может оказаться их детище не только на коммерческом но и на общественном фронте.
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов политическую подоплеку рекламного союза "Интера" с ICTV, СТБ и М-1. Займи завтра любой из лидеров оппозиции президентское кресло, над бизнесом любого из членов альянса зависнет домоклов меч. В том числе и над медиа-бизнесом. Таким образом, объединение рекламных и медиа-ресурсов, пусть и в рамках жестких договоренностей (наверняка, они уже имеются) выглядит вполне логичным продолжением целой серии компросмиссов, на которые идут сейчас ключевые игроки украинского политикума.
А что же "Видео Интернешнл"? Следует отдать должное г-ну Когутяку, проигрывать он умеет достойно. Не сомневаюсь, что любое поражение для этого человека - лишь очередной повод перегруппировать силы для ответного удара. Адаптируя ленинскую тактику \"шаг вперед - два шага назад\" к отечественному рынку, Юрий Иванович преобразовал ее в прямо противоположную. Вопрос в том, почему он полностью пренебрег российским опытом? Ведь несколько лет назад "Видео Интернешнл" оказалось в абсолютно аналогичной ситуации, поменяв НТВ на ОРТ и РТР. Причина: менеджеры Владимира Гусинского очень долго тянули с продлением договора с сейл-хаусом на следующий год. "Премьер-СВ" к этому времени уже стал банкротом, в то время, как "ВИ", напротив, приобрел репутацию надежного партнера. Поэтому команде Юрия Заполя не стоило титанических усилий убедить руководство ОРТ и РТР в том, что они смогут серьезно укрепить финансовое положение каналов. Впрочем, разумеется, и здесь не обошлось без политики. Достаточно вспомнить, что один из соучредителей "ВИ" Сергей Лесин вскоре после этого возглавил Министерство печати, которое, в т.ч. регулирует и деятельность телекомпаний.
Разумеется, Когутяк - не Лесин. Хотя, как видим, составляющие борьбы двух сейлз-хаусов, результат которой мы наблюдаем, лежат как в политической, так и в коммерческой плоскости.