30jun2004

«Видео Интернешнл» избавляется от Saatchi & Saatchi

Автор: Ростислав Касьяненко

Российские акционеры пересмотрели портфель брендов, которые объединяет Video International.

В начале июня AdReport предположил, что агентства Adell Saatchi & Saatchi и Zenith в Киеве или VIAG Saatchi & Saatchi в Москве, могут быть вскоре выставлены на продажу, в то время как другой московский медиаюнит CIA может быть усилен. Дело в том, что на глобальном уровне Zenith с CIA, равно как и Saatchi & Saatchi с Bates принадлежат к различным коммуникационным группам.

Отрывочная информация о том, что переговоры между WPP и «Видео Интернешнл» ведутся, поступали от ньюсмейкеров уже год назад. Однако топ-менеджмент холдинга предпочитал эту информацию не комментировать, хотя и жестко не отрицал.

Если ситуация складывается именно так, как ее обрисовал один из источников AdReport (а именно: продажа не менее 50%-ной доли холдинга «ВИ» с опционом на приобретение [части] оставшейся доли), для рекламного рынка СНГ это знаковое событие. Оно вполне достойно ярлыка если не «Сделки века», то, по крайне мере, «Сделки десятилетия». Самое главное, что она определит развитие рекламного бизнеса в России и странах ближнего к ней зарубежья на годы вперед.

В последний день июня учредители СП Bates-VIAG-Saatchi & Saatchi, созданного при участии международных сетей Saatchi & Saatchi, Bates и российского холдинга “Видео Интернешнл”, таки объявили о выходе из его состава РА Saatchi & Saatchi. AdReport предсказал такое развитие событий еще за 3 недели до распада альянса, который просуществовал на российском рынке 7 лет.

Как сообщила “Ведомостям” бывший директор самого крупнейшего в истории российского рекламного рынка СП и руководитель вновь созданной совместной компании Bates-VIAG Юлия Бондаренко, причиной для решения РА Saatchi & Saatchi о начале самостоятельного ведения бизнеса на территории России стала фигура владельца S&S.

Два года назад третья по величине мировая рекламная сеть Publicis купила Saatchi & Saatchi. В составе Publicis в России работают агентства Leo Burnett и Publicis, а также медийные агентства Starcom и MediaVest. А агентство Bates входит в международную сеть WPP, конкурирующую с Publicis. В России интересы WPP представляют местные офисы международных агентств Ark Thompson и Ogilvy & Mather.

Источник, знакомый с ходом переговоров, заявил “Ведомостям”, что “Видео Интернешнл” будет владеть контрольным пакетом в компании Bates-VIAG, а Saatchi теперь будет работать как 100%-ная “дочка” одноименной международной сети. Представители Saatchi & Saatchi вчера не были доступны для комментариев.

По словам Бондаренко, Bates-VIAG продолжит заниматься обслуживанием таких брэндов, как Pickwick, Reebok, “Олейна”. Одним из клиентов Saatchi останется Procter & Gamble — один из крупнейших рекламодателей российского рекламного рынка.

Клиенты бывшего СП не выражают беспокойства по поводу ухода Saatchi. “Ранее это агентство занималось обслуживанием марок Procter & Gamble. Насколько я понимаю, Bates сохранит тех людей, которые делали рекламу для наших марок "Фрутоняня" и слабоалкогольного коктейля Trax”, — говорит исполнительный директор концерна “Лебедянский” Магомет Тавказаков. “У сотрудников нового агентства просто появится новый штамп в трудовой книжке” — так откомментировал “развод” рекламистов президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев.

ПРОГНОЗ ADREPORT (08.06.04)

Среди возможных покупателей бизнеса S&S и Zenith в Украине эксперты называют группы Atlantic и Starcom MediaVest. Несмотря на то, что пока это лишь красивые гипотезы, постараемся вкратце изложить аргументы их авторов.

Starcom MediaVest Group (SMG), кроме одноименных медиаюнитов, включает также креативное агентство Leo Burnett, а до последнего времени - еще и D’Arcy. Последнее на большинстве рынков трансформировалось или уже прекратило существование, а в Украине сразу по нескольким рейтингам является Агентством №1. Это очень сильная группа, общий биллинг медиаподразделений которой выводят ее на первое место на рынке. Atlantic Group также объединяет сразу несколько креативных и медиаагентств. Среди них: Provid/BBDO и MediaDirection, Visage/Publicis и UkrMedia/Optimedia, Scholz & Friends, Perekhid Media и другие. В свое время холдинг также владел правами на вывески DDB, Lowe/GGK, Lintas, Initiative Media, однако впоследствии их потерял.

На глобальном уровне подразделения SMG Украина, так же, как агентства Visage/Publicis и UkrMedia/Optimedia принадлежат коммуникационной группе Publicis. В нее же входят упомянутые выше юниты S&S и Zenith. А потому теоретически каждый из них мог бы стать потенциальным покупателем этих агентств у Рекламной группы «Видео Интернешнл Украина». Переговоры об этом, однако, до последнего времени не велись, судя по тому что их руководители откровенно признались AdReport около месяца назад, что следят за развитием событий по информационной ленте нашего сайта.

Между тем один из наших источников в качестве пищи для размышлений подкинул нашим читателям не менее интересный вариант развития событий — эстонский. Не стоит забывать, что первая часть названия украинского афилиата Saatchi & Saatchi, Adell, является аббревиатурой. И полное название ей — ADdvertising Estonia Lithuania Latvia. Это бывшая структура крупнейшего рекламного холдинга AGE COM, который в свое время уступил русскому «Видео Интернешнл» сначала часть своего украинского бизнеса, а потом продавший ему оставшуюся долю. Точно так же, как WPP сейчас, возможно, поступит с «ВИ». Почему бы эстонцам не выкупить часть своих бывших агентств обратно? По информации AdReport, желание вернуться на Украину у них есть.

Более того — развод между агентсвами внутри Bates Primary Saatchi & Saatchi состоялся даже несколько раньше, чем в Москве. Это сопровождалось выходом структуры Bates из холдинга и образованием на платформе местного агентсва Idigo (могу чуть ошибиться в названии) компании Idigo/Bates/Red Cell, в которую перешла, соответсвенно и часть коллектива вместе с клиентами бывшего Bates Primary S&S. Является ли вновь созданная структура псевдонезависимой от крупнейшего холдинга AGE.Com, или она реально самостоятельна - вопрос.

Судя по московским событиям, едва ли украинский РГВИ станет соучредителем структур, к которым перейдет аффиляция S&S и Zenith. Последнее агентсво, кстати, в Москве афилировано с медиаюнитом местного партнера сети Publicis - группы United Campaigne - и называется Zenith Optimedia (в Киеве, напомним, интересы агентства Publicis группы Publicis S.A, представляет РА Visage, интересы Optimedia - его медиаподразделение Ukrmedia). Впрочем, вспомнив ситуацию с выведением в начале этого года Sales Up из под ADV Group (холдинг Interpublic) для афиляции с MPG (холдинг Havas), можно сделать и другие выводы.

ДОСЬЕ

Группа «Видео Интернешнл» – крупнейший российский медиахолдинг. На его долю приходится 70% продаж рекламного времени на ТВ. Компания на эксклюзивной основе продает рекламные возможности ведущих российских телеканалов, в том числе «Первого» и «России». В группу входят агентства–продавцы рекламы на радио и в прессе, производители рекламных роликов и телепрограммы. В группе работает более 1300 человек. Оборот ВИ в 2003 году составил более $1 млрд.

СП Bates-Viag-Saatchi & Saatchi – одно из совместных агентств, созданных “Видео Интернешнл” (ВИ) для обслуживания международных клиентов. ВИ, Bates и Saatchi & Saatchi получили равные доли в СП. В прошлом году оборот компании, согласно данным одного из учредителей, составил около $50 млн. В последнее время основными клиентами СП являлись Procter & Gamble, “Лебедянский”, Reebok, Pickwick, Sara Lee, “Олейна”.

Авторские колонки 
Андрей Пясецкий
моБилль о правах
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9