9aug2012

GfK поделилась исследованием телеканалов

По материалам: коммерсант

Компания GfK Ukraine, которая оказалась вовлечена в скандал с утечкой данных об исследовании аудитории телеканалов, не будет участвовать в установочном исследовании. Об этом сообщила исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета Екатерина Котенко.

До сих пор в течение последних десяти лет контракты на все исследования ТВ-аудиториии имела GfK Ukraine. На основании этих данных осуществляется продажа всей телерекламы в стране.
 
Однакко в этом году в тендере на проведение установочного исследования победил Киевский международный институт социологии (КМИС), рассказал источник в ИТК. Госпожа Котенко не подтвердила, но и не опровергла эту информацию. «Мы не разглашаем пока итоги тендера. Единственное, что могу сказать — в нем победила не GfK Ukraine»,— добавила она.
 
Весь контракт с GfK Ukraine оценивался в сумму свыше $2 млн в год. А потенциальный контракт с КМИС может составить 10–15% этой суммы, добавляет менеджер одного из телехолдингов.
 
В GfK Ukraine говорят, что даже не принимали участия в тендере. «ИТК уже давно собирался разделить работы по проведению установочного и панельного исследований»,— отметила глава медиадепартамента GfK Ukraine Ольга Росманова.
 
Екатерина Котенко утверждает, что смена оператора установочного исследования не влияет на возможность смены панельного оператора. «Никаких других тендеров мы не объявляли»,— говорит она. А Ольга Росманова отметила, что контракт ИТК с GfK Ukraine заключен до 2014 года. Однако источники в ИТК утверждают, что фактически начата подготовка к объявлению основного тендера. «Тендер на панельное исследование будет объявлен до конца года. Это длительный процесс, сейчас необходимо провести два предварительных исследования — установочное и дизайн выборки»,— поясняет собеседник.
 
Именно КМИС проводил установочное исследование в 2002 году, когда ИТК заключала десятилетний контракт с GfK Ukraine, вспоминает менеджер одного из телехолдингов. «Установочное — то есть очень большое и дорогое исследование с опросом до 20 тыс. респондентов — проводят, в том числе чтобы сменить панель. Для этого обычно привлекают крупного социологического исследователя»,— отмечает собеседник. Фактически во время установочного исследования определяются параметры панельного исследования — количество зрителей, их социодемографические показатели и др.
 
О возможной смене исследователя телеканалы сообщили после скандального заявления директора канала RuMusic Рудольфа Кирноса, предъявившего доказательства того, что в GfK произошла утечка информации в пользу частной структуры, которая предлагала каналам услуги по завышению их зрительской аудитории. В ИТК и GfK Ukraine сейчас проводят расследования по данным фактам. Однако руководители телеканалов утверждали, что доверие к исследователю подорвано, и оператора необходимо срочно сменить.
 
В предыдущем тендере, проходившем в 2006 году, кроме GfK Ukraine, принимали участие компании TNS Ukraine, AGB Ukraine (сейчас Nielsen), InMind и «Медиа-Икспенс». По данным участников рынка, первые три компании уже отправили ИТК свои предложения. Впрочем, госпожа Котенко утверждает, что официальных заявок комитет не принимал и не рассматривал.
 
Однако если контракт с КМИС окажется долгосрочным, у GfK Ukraine больше шансов сохранить соглашение на панельное исследование, считают участники рынка. «Фактически в этом случае базу данных для составления выборки будет делать КМИС, он же должен контролировать качество исследования. К тому же услуги GfK Ukraine после такого скандала могут обойтись рынку дешевле»,— отмечает менеджер одного из телеканалов.
 
Мария Попова
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9