— Очень много рекламодателей готовы были максимально интегрироваться в проект. Дело в том, что правом представлять олимпийские проекты пользуется ограниченный круг компаний. Бюджеты были уже давно распределены. Поскольку Олимпиада готовилась задолго до того момента, как мы подписали договор с канадцами, у нас был очень ограниченный срок, чтоб реализовывать свои спонсор ские возможности. Поэтому дополнительные доходы, которые могли бы получить, мы не получили. Но, уверен, косвенно получим в ближайшем будущем.
— А что сейчас происходит с рейтингами? Вещание из Канады как на них повлияло?
— Ну, пока рано об этом говорить. Полную картину мы уже увидим в конце квартала. Важен даже не сам факт вещания, а возможности ванкуверской студии «Авторадио».
— Почему вы вообще решили арендовать у канадцев частоту и каков бюджет проекта?
— Бюджет озвучивать не имею права. Что касается самой затеи — это отличный пиар-повод, а также хороший шаг для «Авторадио» в рамках стратегии его развития как международного бренда. Для России в целом это тоже очень хорошо. Мы пропагандировали олимпийское движение, много в эфире говорили о Сочи-2014. А Сочи хороший пиар не помешает.
— Раз вы пиарили проект «Сочи-2014» в интересах России, может быть, государство как-то помогло деньгами на этот проект?
— Во-первых, мы не просили государство о помощи. Вещателю, радиоотрасли важно, чтобы государство давало возможность спокойно работать, а помогать своей стране — это дело добровольное. Главное — наше государство не вводит глупые ограничения, которые существуют в некоторых других странах. В частности, по иностранному контенту. Если, допустим, сейчас у кого-то возникнет идея «порулить» форматами и она реализуется, то отрасли будет нанесен серьезный урон.
— А есть предпосылки к ее возникновению?
— Я слышал, что рождаются разные законодательные инициативы. Причем исходят они от людей, которые к радио вообще отношения не имеют.
— Вы говорили о том, что собираетесь развивать бренд «Авторадио» как международный. Зачем вам это?
— Мы вели переговоры с вещателями из ряда государств, в частности с представителями радиоиндустрии Израиля, Болгарии, Кипра и даже Германии, о сотрудничестве в развитии проекта «Авторадио». И вот мы фактически звучим в Северной Америке. Наш российский бренд появился там, пусть и ненадолго. Я считаю, что сейчас как никогда нельзя недооценивать значения брендов. Бренд имеет решающую ценность. А производные от него в дальнейшем будут приносить большие дивиденды. Многие сейчас нацелены на придумывание новых форматов, но это неблагодарное дело, долгий путь. Возможно, все самое интересное уже придумали.
— Сейчас, когда ситуация на радиорынке потихоньку начинает стабилизироваться, стоит ли ожидать крупных сделок? Какова стратегия ВКПМ в плане приобретения новых активов?
— Мы в первую очередь заинтересованы в дальнейшем развитии имеющихся радиостанций. Что касается остальных игроков, у меня есть стойкое ощущение, что в России до сих пор действует не «рыночная психология», а психология вещевого рынка. Потому что у нас покупают в основном не исходя из стратегических интересов, а из-за того, что вот прямо сейчас захотелось купить. И то, что во время кризиса сделок на радиорынке было очень мало, говорит о том, что у нас стратегическое мышление «не в чести». Когда еще покупать, если не в кризис? Думаю, покупать будут, когда все опять станет дорого.
— Недавно ВКМП и РМГ объединили свои сейлз-хаузы в «Радио Альянс», которое начало продавать рекламу по ценам ниже рыночных. Участники рынка опасаются, что начнутся ценовые войны...
— Войн не будет. Как-то в радио это не принято. Насчет «цен ниже рыночных», простите, не уверен, да и не понимаю я, что это такое применительно к продаже радиорекламы. Зато я знаю, что мы с уважением относимся ко всем нашим коллегам. Как это ни парадоксально, мы в итоге союзники в борьбе за бюджеты, за рекламодателей, поскольку все заинтересованы в росте рынка и повышении влияния радио как рекламоносителя. Тогда и денег хватит на всех. Возможно, сейчас происходят в рамках соперничества сейлз-хаусов и рекламных продуктов какие-то ситуации. Но это болезнь роста, и не более.