29oct2004

Марк Горобец: РЕКЛАМА — ЭТО FUN

2004-й год для большинства экс-членов СЭВ и Варшавского Договора ознаменовался вступлением в ЕС. Фестиваль Golden Drum, или «Золотой Барабан» (Порторож, Словения), позиционировавшийся до последнего времени как центральный рекламный форум Новой Европы, стал пан-европейским. Символично, что в этом году в его жюри впервые представлена Украина.

Мы публикуем эксклюзивное интервью с членом жюри Golden Drum-2004, продакшн-директором D’Arcy Kiev Марком Горобцом, взятое накануне отъезда в Порторож.

Работать в жюри рекламного фестиваля такого уровня — дебют не только Марка Горобца. Это и первый шанс для украинской рекламы в целом. «Корона» не давит?

М.Г.: У нормального — в смысле: трезвого и здравого — человека ни шапки, ни кепки Мономаха быть не должно. Мы все занимаемся одним бизнесом (в котором, по большому счету, еще новички: в том смысле, что впереди еще — поле не паханное), просто мне «повезло» чуть больше. Конечно, очень приятно быть первым человеком от Украины в жюри такого большого фестиваля. Поэтому давит, как это ни банально, не «корона», а груз ответственности. Golden Drum является крупнейшим фестивалем на европейском (в т.ч. и постсоветском) пространстве. Его основные участники сегодня уже являются полноправными членами Евросоюза. И только лишь Украина, Россия и Белоруссия пока остаются на «обочине Европы». То есть, можно сказать, что в Портороже проходит Европейский фестиваль с тремя дополнительными участниками (шутка :).

Ты давно в рекламе?

Что-то около 10-ти лет. Начинал я в рекламном агентстве издательства “Блиц-информ“ — оно было одним из пионеров украинской рекламы. Мы работали вместе с Богданом Шевченко, который был там дизайнером. Татьяна Попова работала менеджером рекламных кампаний, а я в свои 18 лет руководил службой имиджа. Мы делали первые шаги в этом бизнесе: учились писать письма, готовить коммерческие предложения, проводить медиакампании, которые верстали «на коленках», по наитию. Мы в буквальном смысле спрашивали у знакомых: смотрят они «Гравис» или ICTV.

Какими же критерями будет руководствоваться жюри в этом году?

Три кита, на которых стоит судейство на Golden Drum — это инновационность идеи, ее свежесть и качество воплощения. Огромное внимание, конечно, будет уделяться тому, что реклама — это fun. Без этого не может быть эффективной коммуникации — реклама или нравится или не нравится. И кто бы что не говорил, кто бы не спорил об этом, это важный фактор и на Каннском фестивале, и на Нью-Йоркском, и на Киевском, и на Московском. Всегда присутствует это и на Golden Drum.

У таких фестивалей, безусловно, есть свои законы, к которым нужно адаптироваться. Мы уже несколько раз заочно общались с председателем жюри GD-2004 швейцарцем Фрэнком Бодином (Frank Bodin). Судя по его настроениям, в этом году судейство будет еще более жестким, чем в прошлом.

Куда уж жестче? В прошлом году шорт-лист был самым коротким за всю историю фестиваля! Кроме того, первые призы за «социалку» в отдельных номинациях, которых при этом было немало, в кругу участников вызвали далеко не однозначную реакцию…

Согласен, решение жюри главных конкурсов (к которым традиционно относят ТВ и принт — Ред.) было достаточно суровым. Однако мы все слышали, чем это было обосновано.

Было понятно, что члены жюри пытались вывести фестиваль на качественно новый уровень идей, для того, чтоб в следующем году участники понимали, к чему нужно стремиться. Это очень правильная позиция, потому что если просто раздать коврижки, чтобы кого-то отметить и никто не обиделся, не будет того престижа «Золотого Барабана», который снискал себе этот форум на сегодняшний день.

Не будет ли высокая планка жюри и малый шорт-лист причиной уменьшения потока гостей фестиваля?

Народу меньше не будет — это уж точно. Сужу об этом даже по своему агентсву: если в прошлом году в Порторож ездила кретивная команда и топ-менеджмент, то в этом году к ним присоединились медиа-специалисты и, что самое главное, наши клиенты. Причем интерес к фестивалю подогревает как раз та самая его «высокая планка».

Я помню, как это все происходило в прошлом году: сначала — настоящий холодный душ на церемонии награждения. Потом, на Gala-Party, когда страсти и эмоции поулеглись, те, кто хотел, имели отличную возможность пообщаться и обсудить все с различными членами жюри. Конечно, кто-то остался чем-то недоволен, были какие-то претензии, спорные вопросы. В целом же, после того, как эмоциональный всплеск прошел, публика трезво оценила результаты. Выводом служит то, что Golden Drum является на сегодняшний момент крупнейшим фестивалем на европейском (в т.ч. и постсоветском) пространстве.

И думаю, что единственный перегиб, который был в прошлом году, и который по прежнему остается спорным, потому что никто, кроме тех, кто эту рекламу делал, не могут сказать, были ли несколько работ прошлого фестиваля специально созданы для фестиваля, Для меня это до сих пор остается загадкой, и кампания по борьбе с превышением скорости [чешская автомобильная кампания, там, где бегут с гробом по кладбищу], и кампания с Музеем Пыток. То есть большой вопрос: специально ли агентства делали эти работы «под фестиваль», или все-таки это реальные кампании для реальных клиентов.

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9