|
СМИ в этом году будут стремиться перейти на платный доступ к информацииДля тех, кому интересно будущее медиа, 2010-й был годом iPad. |
Издатели книг, газет и журналов пытались подстроить свой контент под планшетный компьютер от Apple, который был выпущен на рынок в апреле. Обновленная версия iPad будет выпущена в 2011-м, не заставят себя ждать и конкуренты от других фирм. Тем не менее крупной тенденцией в СМИ станет возвращение платного доступа к информации: самым ярким примером может служить New York Times, который перейдет на новый платный доступ к информации в январе или феврале.
Отчасти, это ответ на iPad. Издатели желают воспользоваться готовностью аудитории платить за контент на мобильных устройствах (например, за музыку, игры и прочие приложения). Впрочем, сложно оправдать сборы за контент на планшетном компьютере, если этот контент одновременно доступен в интернете в бесплатном режиме. В 2010 году журнал Time в Америке и газета Times в Великобритании выстроили «стены» платного доступа параллельно запуску своих изданий для iPad.
Скрытая причина неожиданного появления платного доступа в 2011 году заключается в том, что издатели наконец признают, что доход от рекламы в интернете не покрывает их расходов. В течение многих лет газеты уверяли себя самих, что не все так плохо и что кто-нибудь в конце концов изобретет бизнес-модель размещения новостей в интернете, как отмечает Клей Ширки, специалист по СМИ в New York University. Сейчас такого мнения никто не придерживается. «Журналисты наконец готовы поверить, что наступили новые времена», - отмечает он. Предприняв несколько попыток привлечь к себе максимальный трафик от читателей, издатели теперь сосредоточились на извлечении дохода от круга своих основных читателей. Это предполагает платный доступ к информации.
Естественно, не все платные доступы одинаковы. «Сегодня все говорят о платном доступе к информации в едином ключе, но реальность в том, что существует много различных стратегий и моделей», - объясняет Джош Кохен из Google. С одной стороны, есть такой строгий платный доступ, как в London Times: статьи могут просматривать только читатели, оплатившие подписку, а сами статьи даже скрыты от поисковых систем Интернета. С другой стороны, есть газеты, которые раздают все даром и предоставляют любому читателю доступ к любой своей информации, чтобы привлечь максимальное количество читателей (и следовательно, рекламодателей). Многие представители СМИ заняли позиции посередине между этими крайностями. Сегодня наиболее популярна модель «измеряемой стены», которая дает читателям, не оплатившим подписку, доступ только к ограниченному числу статей, и требует оплаты для открытия доступа к другим материалам. Преимущество этого подхода, изобретенного Financial Times и перенятого The Economist, заключается в том, что издатели могут передвигать «стену», регулируя число статей в бесплатном доступе в зависимости от конъюнктуры рынка.
Можно будет регулировать доступ по регионам, времени года, демографии пользователей и типу статьи. Так, веб-сайт газеты в г. Ланкастер (штат Пенсильвания) обнаружил, что ее некрологи пользовались особой популярностью среди пожилых читателей, которые в свое время переехали из этого города. Поэтому в июле 2010 года газета установила регулируемый доступ к этим страницам и стала взимать с читателей из других штатов $1,99 в месяц за доступ к дополнительной информации с помощью ПО, разработанного новой компанией Journalism Online. В 2011-м мы станем свидетелями еще целого ряда примеров того, как издатели будут собирать деньги за конкретные типы высокоценного контента (например, кроссворды или местные спортивные новости).
Деньги вперед!
Конечно, это не значит, что платный доступ спасет газеты. Исследование британских газет консультационной фирмой Enders Analysis пришло к выводу, что онлайновые подписчики приносят менее одной трети от дохода, обеспечиваемого печатными подписчиками. «Так же, как не существует единого источника проблем, с которыми столкнулись издатели, не существует единого решения», - отметил г-н Кохен. Установление платного доступа может помочь некоторым изданиям, но «это не панацея для всех и каждого». Ясно одно - сейчас у издателей как никогда ранее появилось сильное желание установить плату за контент. В 2011 году, если захотите почитать новости в интернете, будьте готовы раскошелиться.