12aug2009

СТБ и пиар-война президентов

Автор: Артем Вакалюк

Канал СТБ в эфире вечерних новостей «Вікна» прокрутил на всю страну скандальную пародию на скандальное обращение Дмитрия Медведева к Виктору Ющенко.

11 августа Россия, можно сказать, открыто объявила о старте своей предвыборной президентской кампании в Украине. Буквально за несколько часов практически все украинские (и многие зарубежные СМИ) облетело обращение российского президента к украинскому коллеге. Г-н Медведев обвинил официальный Киев в том, что тот «занял откровенно антироссийскую позицию в связи с военным нападением режима Саакашвили на Южную Осетию», проводит антироссийскую политику по поводу российских СМИ и русского языка, тайно ведет переговоры с Евросоюзом о поставках газа, ну и еще много, в чем по разным «мелочам». Вместе с тем Кремль принял «в нынешней ситуации решение не направлять на Украину посла» (он приедет попозже). Но это все была лишь подводка к главному: Кремль фактически объявил о том, что не собирается стоять в стороне от предвыборных процессов в Украине. «Я уверен, что многогранные связи России и Украины обязательно вернутся, но на качественно новый уровень - на уровень стратегического партнёрства. И такое время не за горами. Надеюсь, что новое украинское руководство будет к этому готово. Мы в свою очередь также сделаем все от нас зависящее», - такими словами Медведев закончил свое обращение.

 

 

Подобное событие для наших политиков, видимо, слаще меда и дороже заслуженного отдыха. Еще бы, каждый получает шанс сказать свое «за» или «против», еще раз засветившись в новостях в период, когда ни одно, как пиарщики говорят, free-tail упоминание не окажется лишним. Если кратко, то позиция основных политических сил вполне предсказуема.

В БЮТ, к примеру, заняли позицию «моя хата з краю». Вечером 11 августа в эфире «5 канала» бютовец Игорь Грынив чуть ли не объявил Медведева дипломатическим беспредельщиком, заявив, что «это уже на пределе, когда пахнет иным, чем простой дипломатией». Сама же Тимошенко, мол, правильно делает, что не вмешивается, это, мол, не задача премьера. Но и не подчеркнуть сильные стороны непрерывно работающей (судя по заполнившим последнюю неделю Киев растяжкам и биллбордам) "таинственной" дамы, было бы огромным PR-упущением. «Если бы президентом была Тимошенко, то Россия бы не посмела таким тоном разговаривать», - суверенно заявил представитель БЮТ.

В эфире того же «5 канала» представитель Партии Регионов Юрий Мирошниченко наоборот заявил, что Россия демонстративно не хочет вмешиваться в ход президентской кампании в Украине. «Мне кажется, что задержка с послом в определенной степени связана как раз с этим», - рассказал о своих ощущениях регионал.

Виктор Ющенко официально еще не ответил своему российскому коллеге, но в Секретариате Президента считают, заявление Медведева относительно украинско-российских отношений является сигналом к возможному использованию Россией «газового рычага» в ходе президентской избирательной кампании в Украине.

«Партизан фронта перемен» Арсений Яценюк в этой ситуации решил еще разок уколоть своего бывшего патрона, заявив в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что Ющенко действительно дал очень много поводов для того, чтобы считать его политику антироссийской. По его словам, уровень дипломатических отношений, который сегодня существует между Россией и Украиной, неприемлем. «Поэтому мы (наверное, политики обеих стран, - авт.) должны прекратить обмениваться уведомлениями через Интернет и через заявления пресс-служб», - считает он.

Петр Симоненко, что неудивительно, считает все обвинения в сторону украинского главы справедливыми.

А вот самое же интересное предположение высказал новоявленная «звезда» рекламы (новоявленная, потому что рекламная кампания стартовала совсем недавно, а звезда - по уровню и масштабности кампании) Сергей Тигипко, заявив вчера севастопольским журналистам, что заявление Медведева «может сыграть на пользу» Президенту, который с его помощью консолидирует вокруг себя национал-патриотов.

Такие, в общем, пироги, и, как всегда, рядовому обывателю ничего непонятно. Ему бы поверить и выбрать одного из "работающей", "умного", "патриотичного" или же "надежного донецкого". Или, правильнее сказать, выбрать, не поверив, учитывая старую и добрую украинскую традицию голосовать не «за» кандидата, программа которого близка избирателю, а против того, кто ему чем-либо не по душе. А вот привить эту симпатию или антипатию и призваны специалисты по политическому PR. Причем убеждать они будут, наверняка, в недостатках конкурента, потому что забрызгать грязью всегда легче, чем от нее избавиться. По мнению Артема Биденко, главы координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины, с сентября начнется вал антирекламы против всех кандидатов в президенты, причем она будет не смешной, а оскорбительной и сатирической. По его словам, в связи с кризисом не стоит ждать, что кандидаты будут использовать новые медиатехнологии. «Вряд ли мы увидим интересные решения в плане нестандартных каналов коммуникации, интересные идеи по поводу работы с избирателями. По моему мнению, основная новизна, которую политики требуют от политологов, будет заключаться в креативе тех идей, которые будут в телевизионных сюжетах, в прессе или на внешней рекламе», - рассказал он на днях радио «Свобода».

Ярким доказательством того, что именно на черном пиаре будут строиться многие предвыборные стратегии является своеобразный ответ украинских медийщиков (не консолидированный, но это неудивительно) на обращение Медведева. На грани фола вчера сыграл телеканал СТБ, пустивший в сюжете вечерних новостей об обращении Кремля к Киеву пародию (по мнению автора, весьма туповатую, но от этого еще более оскорбительную) на Медведева. Нет, картинку с Президентом России никоим образом не пытались исказить, а вот озвучка (якобы взятая из Интернета) заставила присесть с раскрытым ртом. Пискляво-омерзительным голосом в эфире одного из лидирующих телеканалов страны Медведев сказал следующее: «Украину захватили пришельцы. Еще раз: Украину захватили пришельцы, и это не шутка. Что нужно сделать прямо сейчас? Во-первых: спите с кастрюлей на голове. И я, и Владимир Владимирович пользуемся алюминиевой посудой». Что это, спланированный удар политтехнологов Юлии Владимировны (если предположить, что слухи о том, что она заручилась поддержкой Виктора Пинчука, имеют под собой реальные основания, а собственник СТБ ввязывается в программную политику телеканала), или просто очередной ляп СТБ? В любом случае, телеканал уже ввязался в президентсткую PR-войну «по самое не хочу». Хотя обвинить его в непоследовательности и неопределенности отношения к Дмитрию Медведеву нельзя: в мае 2008 г. в репортаже канала о инаугурации третьего президента России, во время показа всего сюжета на экране висело креативное приветствие телевизионщиков, гласившее «ПРЕВЕД МЕДВЕДЄВ!».

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9