3sep2012

Детективное агентство Kroll не нашло утечки данных из GfK

По материалам: sostav.ua

Стали известны выводы детективного агентства Kroll, расследующего дело об утечке информации в исследовательской компании GfK Ukraine. В агентстве, нанятом главным офисом GfK, пришли к выводу, что исследователь невиновен, а утечки данных, благодаря которой стала возможной фальсификация показателей аудитории телеканалов, не было". Однако участники рынка считают, что доверие к исследователю подорвано и, чтобы избежать снижения рекламных бюджетов, настаивают на его смене.

Международное детективное агентство Kroll подготовило первые результаты расследования утечки информации в компании GfK Ukraine, на основании данных которой происходит продажа ТВ-рекламы, рассказала  исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета (ИТК; объединяет крупнейшие телеканалы и рекламные агентства) Катерина Котенко. 29 августа эти выводы ИТК представил управляющий директор Нью-Йоркского офиса Kroll Роберт Витеретти (ранее его приглашали в Украину адвокаты президента Леонида Кучмы с целью доказать его непричастность к убийству Георгия Гонгадзе). "Отчет является предварительным, поэтому официальных комментариев о результатах расследования ИТК не предоставляет",- отметила она. Окончательный отчет ИТК получит 10-15 сентября. 

Руководитель медиадепартамента GfK Ukraine Ольга Росманова вчера сообщила, что не уполномочена давать какие-либо комментарии. 

В отчете Kroll отрицает факт утечки конфиденциальной информации из GfK Ukraine, сказал  один из членов ИТК на правах анонимности. Проведение аудита началось после заявления директора канала RuMusic Рудольфа Кирноса о том, что неизвестная частная структура получила базу контактов респондентов исследования и осуществила их подкуп. Господин Кирнос утверждал, что коррупции поддались 5-8% респондентов, получавших письма с инструкциями, следуя которым смотрели определенные телеканалы, искусственно завышая их рейтинги (см. "Ъ" от 8 июня). 

"Детективы не смогли найти источник утечки, а поэтому пришли к выводу, что эта частная структура нашла респондентов самостоятельно, без участия GfK, и виновны во всем лишь некие внешние факторы",- рассказал господин Кирнос. Это подтвердили и источники в ИТК. Детективы также поставили под сомнение сам факт коррупции. "В Kroll не отрицают того, что инструкции имели место. Однако считают, что респонденты им не следовали, а скачки рейтингов каналов находятся в пределах статистической погрешности",- отметил собеседник в ИТК. 

Однако даже такая погрешность отразилась на рейтингах небольших каналов. Генеральный директор канала ТВi Николай Княжицкий заявил, что доля аудитории его канала (люди в возрасте 18-54 лет, проживающие в городах с населением более 50 тыс. человек), в мае составлявшая 1,27%, за последние месяцы упала в 1,5-2 раза. По его словам, это связано с отключением от панели измерения респондентов, заподозренных в подкупе. 

На рынке существует три версии того, кто является основным заказчиком завышения показателей. Согласно первой, высказанной господином Кирносом, этими услугами пользовались каналы, продажей рекламы на которых занимается украинское подразделение сейлз-хауса "Видео Интернешнл". Согласно второй, основанной на данных из письма-инструкции, завышались рейтинги передач, снятых продакшном SistersProduction (шоу "Я люблю Украину", "Операция красота" и др.). Третья, которой придерживаются в нескольких крупных рекламных агентствах, основана на том, что рейтинги каналов группы StarLightMedia - ICTV и "Нового канала" - завышались. Все три подозреваемых компании отрицают обвинения. "Я не понимаю, о чем идет речь. Насколько мне известно, ни "Новый", ни любой другой канал StarLightMedia никогда не оплачивал мошеннические схемы",- говорила Ирина Лысенко, занимавшая должность генерального директора "Нового канала". 

Скандал вокруг GfK уже привел к тому, что в ИТК решили передать часть контракта с компанией другой структуре. Установочным исследованием, в ходе которого и отбираются респонденты, будет заниматься Киевский международный институт социологии. Весь контракт с GfK Ukraine оценивался в сумму свыше $2 млн в год, часть, которую теперь будет выполнять КМИС, составляет 10-15% этой суммы. "Доверие большинства рекламодателей и к GfK, и к ИТК подорвано. Сейчас комитет не информирует рынок ни о ходе, ни о результатах расследования. И пока не начнет это делать, ему не стоит надеяться, что это доверие вернется",- полагает CEO рекламной группы Aegis Media/GMG Александр Гороховский. 

По данным одного из участников ИТК, GfK Ukraine также планируют лишить доступа к панели исследования и сбору информации, оставив за компанией лишь аналитические функции и программное обеспечение рынка. "В этом случае за GfK останется всего 10-15% суммы нынешнего контракта. Фактически это равнозначно его потере",- говорит источник, знакомый с условиями контракта. "Тендер будет объявлен до конца года, иначе телевидению грозит отток рекламодателей в пользу других видов медиа",- объясняет собеседник в ИТК. 

Мария Попова

теги

gfk, kroll
Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9