Приоритетное направление. Эстонцы объединились с русскими в битве за Украину.Открытие офиса российской ADV Group, положившее начало переделу украинского рекламного рынка в пользу Initiative Media, безусловно, было главным событием 2000-го года. Кандидатов на звание TOP Event-2001 в рекламе сегодня немного. "Союз титанов" - балтийского холдинга AGE Com и российской ГК "Видео Интернешнл" - под зонтиком "ВИ-Киев" заслуживает того, чтобы стать таковым. |
ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА УДАЧА
Пресса не однократно муссировала тот факт, что создатели Студии "1+1" с момента ее основания пригласили "ВИ" заниматься продажей рекламы на этом канале. По выражению генерального директора "ВИ" Сергея Васильева, "пригласили любезно". Иными словами, с первого дня существования "Приоритета" одна из структур "ВИ" была ее учредителем. По одной из версий, с долей не менее 50%. Логика событий прошлой осени заставляет думать, что холдинг имени Заполя, Лесина и Васильева летом прошлого года увеличил долю в украинском сейлз-хаусе.
Впрочем, более правдоподобной выглядит иная версия. Летом прошлого года у "Приоритета" (читай: у "ВИ") закончился контракт с "1+1", и встал вопрос о его пролонгации. Одновременно российский холдинг решил усиливать свое присутствие в Украине.
Одно из заявлений топ-менеджера "ВИ" Сергея Васильева, полностью опровергает гипотезу о том, что в "Приоритете" присутствовал еще чей- то капитал, кроме "Видео Интернешнл": "Если бы, не зная основных положений контракта со "Студией "1+1", мы получили выгодное предложение, например, от "Интера", то ни секунды не колеблясь, стали бы работать с этим каналом".
"Переговоры велись из Москвы напрямую, - поведал AdReport генеральный директор D'Arcy Олег Попенко. - А здесь от "Видео Интернешнл" работал человек, который был менеджером проекта по каким-то текущим вопросам - переговорам с "1+1", "Приоритетом" и т.п.".
"Человек" - назовем его так - проанализировав ситуацию, в конечном счете вышел на Юрия Когутяка, который уже битый год сидел одновременно на двух стульях - а точнее, креслах, причем весьма респектабельных - генерального агентств BATES Ukraine и Adell S&S.
КОГДА ТАМОЖНЯ "ДОБРО" НЕ ДАЕТ
Авторы версии об увеличении компанией "ВИ" своей доли в "Приоритете" выдвигают красивую гипотезу. О том, что москвичи это сделали, выкупив бывшую долю акций израильско-украинского бизнесмена Вадима Рабиновича. Для пущей убедительности приводится такой факт. "Приоритет" создавался как раз в то время, когда "Видео Интернешнл" активно продавало НТВ. Добавим сюда личные и деловые отношения гг. Рабиновича и Гусинского (последний яркий пример - переговоры о продаже Рабиновичу после известных событий 30% акций НТВ, принадлежащих Гусинскому лично). Приплюсуем интересы Вадима Зиновьевича в рекламном бизнесе (которые не остыли до сих пор). А теперь ответим на вопрос: могла ли у него быть своя доля в сейлз-хаусе студии "1+1"? Во всяком случае, это можно предполагать с отличной от нуля вероятностью.
Достоверно известно, что до того, как роль отдела продаж подконтрольных Рабиновичу "Столичных новостей" была возложена на агентство "Разборн", работающее под его же началом, эту функцию не Бог весть как (по словам медиа-селлеров того же "Разборна") выполняло именно РА "Приоритет". "Переуступка прав" произошла аккурат в тот самый момент, когда украинские власти решили первыми "равноудалять" олигархов. Тем самым мы дали совсем не лучший пример для подражания северному соседу: история с Рабиновичем произошла гораздо раньше, чем та же участь постигла гг. Березовского и Гусинского в Россси.
ДА ЭТО ЖЕ ТОВАРИЩ СУХОВ!
Г-ну Когутяку было сделано предложение, от которого "нельзя отказаться". Однако Юрий Иванович оказался не так прост, как о нем сперва смогли подумать московские товарищи. Если человек приезжает из Ивано-Франковска и, закончив факультет радиофизики, уходит сперва в research, а потом в рекламный бизнес, остановить его практически невозможно. Socis Gallup, Ark Thompson, многодетная семья холдинга AGE Com... Крестным отцом многих ее “дочек”, к слову, является сам г-н Когутяк. Одним словом незаурядная личность на отечественном медиа-рынке.
Казалось бы, бизнес есть бизнес - ничего личного. Ну, закончился контракт с AGE Com или даже не закончился... Всегда есть возможность уйти на более "рыбное" место. Ан-нет. Не тот наш Юрий! Можно посидеть и на трех креслах (в какое-то время так оно и было - Ред.), добавив к уже существующим кресло от "ВИ". "Изначально мне было предложено возглавить "Видео Интернешнл", представленный здесь компанией "Приоритет". Однако в ходе переговоров стало ясно, что цели и планы развития наших холдингов совпадают, и родилась идея слияния бизнесов". Вот это по-нашему!
СУХОВ, ГОВОРИШЬ...
"То, что произошло - слияние с АGE Com - я однозначно ожидал, - рассказывает Олег Попенко из D'Arcy. - Было понятно, что "Видео Интернешнл" будет пытаться каким-то образом стать здесь Saatchi&Saatchi, так как они являются их представителями в России. Что было сюрпризом для меня, так это что все произойдет так быстро. Я думал, сначала они отстроят нормальную работу по продажам, причем попытаются по российскому сценарию стать эксклюзивным продавцом как можно большего количества каналов". Возможно, ускорить процесс развертывания креативных функций в Киеве группу "ВИ" стимулировала необходимость апуска российских клиентов "ВИ" в Украине. Им нужна была сильная креативная команда, а ее просто так не соберешь".
"Это классический пример отношения к своей работе, как к бизнесу. И бизнес-решение - просто классное, - восхищается генеральный директор Direction /DDB Ukraine Валерий Серкутьев. - Так красиво разыграть комбинацию с AGE Com - это просто фантастика!"
Последние пару месяцев украинские медиа-байеры ждали от "ВИ-Киев" пресс-релиза о расширении его возможностей и на "Новый канал", благополучие которого наблюдатели связывают с российской группой "Альфа". Однако, судя по всему, переговоры "ВИ" с этим носителем, активно анонсировавшиеся менеджментом компании, пока зашли в тупик. Несмотря на это, объединение прибалтийской и российской коммуникационных групп на украинском рынке - безусловно, яркий пример интеграции рекламного бизнеса на пост-советском пространстве в процесс общемировой глобализации.
У НИХ ГРАНАТЫ НЕ ТОЙ СИСТЕМЫ!
Главным камнем преткновения в отношении рынка к новой структуре продолжает оставаться сейлз-хаус Студии "1+1". А точнее потенциальная возможность получения медиабайером группы "ВИ- Киев" - компанией Zenith Media - для себя более "сладких" условий на канале по отношению к другим украинским агентствам. "Имея такие родственные компании, сложно со 100% уверенностью утверждать, что условия на рынке будут одинаковыми, - считает Андрей Андрющенко, медиадиректор Ukrmedia (группа Visage/Publicis). Это порождает у людей вопросы. Если мне, кроме сейсл-хауса, принадлежит еще и несколько агентств, я как владелец должен делатьвсе, чтобы эта структура приносила мне как можно больше денег. Как это будет достигаться? Путем самой изощренной политики по продаже "1+1" всем агентствам или путем привлечения максимально возможного количества клиентов в одно агентство, пока неясно".
"События наверняка будут развиваться по обоим сценариям, - прогнозирует Валерий Серкутьев из украинского DDB. - Ситуация вполне может пойти по пути российских регионов, где нет сетевых агентств. Когда "ВИ" садится на региональные каналы, ретранслирующие ОРТ, решение принимается однозначно: "Всех вон!". Что мешает им поступить здесь точно так же? 60 на 40, что так оно и будет. Просто есть ситуация, которая контролируется. Это как игра в хоккей: ты можешь играть на удержание счета, а можешь забивать больше. Но ТЫ контролируешь игру, поэтому, каким будет результат - это будет только твое решение".
Впрочем, не все топ-менеджеры настроены так пессимистично. "Это не метод, которым можно успешно развивать группу компаний, каковой является "Видео Интернешнл", - считает Татьяна Попова, директор агентства "Медиа Эксперт". - Агентствам Bates и Adell S&S это, скорее, не принесет каких-либо заметных плюсов. Слишком явное лоббирование их интересов со стороны "Приоритета" вызовет очень большое сопротивление на рынке". Примерно того же мнения придерживается и Олег Попенко: "Сдернуть крупных клиентов с "насиженных" мест в своих агентствах сегодня очень трудно. Начинать этот процесс - автоматически означает очень сильно испортить отношения с агентствами первой тройки (это повредит их сплитам на "1+1" и т.д.). Фактически, это объявление войны на рынке, на что Zenith пойдет вряд ли, ибо это не в стиле "Видео Интернешнл" и не в их интересах".
ТЫ ЗАЧЕМ УБИЛ МОИХ ЛЮДЕЙ, САИД?
Предвидя объективное беспокойство основных агентств тем, что служба продаж ведущего канала будет очень близка с одним определенным агентством, Юрий Когутяк предварительно провел с ними "совет в Филях".
От фельдмаршала Кутузова он отличался тем, что в качестве Филей избрал ресторан "Майями-Блюз", в котором шел ремонт, а "военачальников" (читай: сиречь руководителей агентств) приглашал на аудиенцию не всех сразу, а по очереди, с разницей в 1 час.
"Когда ситуация предварительно обсуждалась, личный авторитет Игоря Пурышева как руководителя "Приоритета" был гарантией того, что все будет по-честному, - рассказывает Андрей Андрющенко из Ukrmedia. - Пурышеву доверяют агентства: когда он говорит, что условия для всех будут равными, то они такими и будут. На месте директора "Приоритета" к нему меньше было бы вопросов. Если бы "ВИ-Киев" выпустило релиз о том, что Игорь Николаевич назначен заместителем Когутяка не 31 марта, а на следующий день, рынок воспринял бы это, как главную шутку года".
Игорь Пурышев (45) окончил факультет МО и международного права КГУ. Стоял у истоков создания крупнейших структур, работающих в области продажи рекламного времени на телевидении. В 1991-96 возглавлял компанию "IP Kiev", лидировавшую в продажах национальных теле- и радио каналов. С момента создания в 1996 году и до марта 2001 года возглавлял рекламную компанию "Приоритет". Под руководством Пурышева "Приоритет" стал крупнейшим оператором рекламного рынка Украины, обеспечивая эксклюзивные продажи рекламного времени канала "1+1".
Несколько месяцев назад газета "Бизнес" едва не опубликовала крик души генерального директора РА Provid/BBDO Татьяны Василенко - открытое письмо по поводу выигрыша агентством BATES питча на фулл-сервисное обслуживание, парфюмерного концерна "Калина". Агентство, инициировавшее издание брошюры "Этические принципы проведения тендеров среди агентств" и создание сайта tender.org.ua в достаточно жесткой форме само обвинялось в некорректном поведении в процессе питча. А именно - в демпинге.
Корреспонденту AdReport рассказали в одном из агентств холдинга Atlantic Group (куда входит Provid/BBDO), жуткую историю. О том, как Игорь Николаевич Пурышев едва ли не спустил Юрия Ивановича Когутяка с лестницы, когда тот, де-пришел к нему, уже выиграв тендер, просить условия, которых "Приоритет" никому не давал. В итоге отправился Юрий Иванович не солоно хлебавши размещать рекламу Николаевского завода "Алые паруса" (который вошел в концерн "Калина") себе в убыток. Не надо объяснять, как эта история позабавила топ-менеджеров "ВИ-Киев", когда корреспондент AdReport, испросив разрешения, воспроизвел ее в мельчайших деталях.
В свою очередь, комментируя назначение Пурышева своим заметителем, Юрий Когутяк сказал: "Мы рады, что Игорь Николаевич принял наше предложение. В новой роли он будет принимать участие в выработке стратегии развития бизнеса холдинга и отвечать за ее реализацию, чему, несомненно, способствуют его бесспорные качества как руководителя, бизнесмена и профессионала. Г-н Пурышев имеет огромный авторитет в рекламной индустрии, что принесет весомую пользу нашему бизнесу". Не знаю, как насчет пользы бизнесу "ВИ", но с разработкой его стратегии у бывшего генерального директора "Приоритета" не срослось. Спустя месяц после опубликования приведенного только что пресс-релиза он вернулся обратно на телевидение - на этот раз непосредственно в Студию "1+1". О причинах этого поступка A&PR расскажет в одном из ближайших номеров.
ПЕРЕСТАНЬТЕ, ЧЕРТИ, КЛЯСТЬСЯ НА КРОВИ
"Приоритет" является сегодня одним из самых проффесиональных рекламных агентств, и заслуга в этом именно Пурышева, - заявил журналу Андрей Андрющенко. - Команда, которую он воспитал, безусловно, будет на высоком уровне продавать рекламу на "1+1" даже при изменении руководства. По своей инициативе эти люди не будут способствовать перекосу рынка и давать моим клиентам условия хуже, чем клиентам Bates. Но если человеку, который занимается продажами, начальство объяснит, что надо делать именно так, то ему перечить, скажем, Кугутяку, будет очень сложно".
"Опасения байеров можно прогнозировать - агентствам не нравится быть в ситуации, при которой свобода их действий ограничена, комментирует сложившуюся ситуацию Валерий Серкутьев - С другой стороны, как бы люди не возмущались, будь они на месте "Видео Интернешнл", они бы поступали бы точно так же. Позиции "ВИ" на рынке, их сила, их мощь диктует именно такую логику событий. И то, что они себя сдерживают - а они на сегодня могут гораздо больше, нежели то, что было сделано - говорит лишь о том, что они с пониманием относятся к проблемам других”.