7aug2012
|
В России появился второй измеритель ТВ-рейтинговУ измерителя российской телевизионной аудитории — компании TNS Russia — объявился конкурент. Аналогичными исследованиями в Москве решил заняться государственный ВЦИОМ. Он уже заключил соответствующий договор с правительством столицы, но необходимого для измерений оборудования у него сейчас нет. |
ВЦИОМ наряду с действующим телеизмерителем TNS Russia участвовал в открытом конкурсе "на право заключения государственного контракта на поставку медиаизмерений", объявленном еще в мае столичным департаментом СМИ и рекламы. Ведомство в соответствии с законом о госзакупках на торгах выбирало подрядчика, который бы снабжал его результатами измерений в отдельно взятой в Москве аудитории федеральных и местных телеканалов, а также всех вещающих в столице радиостанций.
Наиболее точными сейчас считаются электронные телеизмерения при помощи специальной техники. На данный момент TNS установила свои так называемые пиплметры в 3,6 тыс. домохозяйств в 72 городах. Собираемая таким способом информация отражает телевизионные предпочтения жителей всех городов с населением более 100 тыс. человек. При этом TNS выдает также результаты телепросмотров по 29 отдельным городам. В московском регионе в исследовании задействовано 700 домохозяйств. Именно на основе телеизмерений продается вся реклама на ТВ.
В техническом задании объявленного департаментом конкурса непосредственно о телеизмерениях говорилось, что в них "должны быть использованы современные специализированные технологии и технические средства... позволяющие фиксировать просмотр телеканала зрителем и учитывать его целевую группу", а "собранная посекундная информация должна быть агрегирована до минуты". "Безусловно, речь идет исключительно об электронных измерениях, а не опросах, дневниках или других применявшихся в 1990-е годы методиках",— поясняет гендиректор исследовательской компании Synovate Comcon Елена Конева. Про наличие у ВЦИОМа пиплметров или их усовершенствованных аналогов ей ничего не известно.
Начальную стоимость контракта, который заключается по декабрь 2014 года, департамент определил в 10,533 млн руб. В обосновании этой суммы указано, что она основана на предоставленной подконтрольными городу "ТВ Центром", "Москвой-24" и "Доверием" средней стоимости годовой подписки на уже существующие измерения TNS. Оценка самой TNS фигурирует при определении расходов непосредственно на составление аналитических отчетов.
Участвовавшая в конкурсе структура TNS — ЗАО "ТНС Гэллап Медиа" — запросила за свои услуги все те же 10,533 млн руб. Второй участник, ВЦИОМ,— 7,25 млн руб. Но "ТНС Гэллап Медиа" не было допущено до торгов, поскольку не предоставило выписку из ЕГРЮЛ. И так как остался всего один участник, конкурс был признан несостоявшимся. 27 июля в соответствии с законом о госзакупках контракт на 7,25 млн руб. был заключен с ВЦИОМом.
ОАО "Всероссийский центр изучения общественного мнения" на 100% принадлежит Росимуществу. Является правопреемником основанного еще в 1987 году Всесоюзного центра, специализировавшегося на опросах общественного мнения. Выручка по РСБУ в 2011 году — 250 млн руб., прибыль — 12 млн руб.
С момента заключения контракта исполнитель предоставляет результаты своих телеизмерений на еженедельной, ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной основе, говорится в конкурсной документации. То есть уже на этой неделе ВЦИОМ должен прислать в департамент свой первый отчет.
Компания пока только готовится к запуску проекта, сообщил "Ъ" гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Но он подчеркивает, что ВЦИОМ действительно намерен стать телеизмерителем в Москве. Пиплметрами или их аналогами компания не располагает, но их приобретение, по словам господина Федорова, не представляет особых проблем. В техническом задании требования к количеству задействованных в исследовании пиплметров не изложены. По оценке Елены Коневой, затраты на обслуживание около 500 пиплметров составят не менее 15 млн руб. в год.
Результаты телеизмерений TNS устраивают не всех. Самым последовательным их критиком является "Первый канал", с 2005 года отказавшийся от услуг исследователя. Но рекламу в его эфире группа "Видео Интернешнл" все равно продает по данным TNS. Электронные телеизмерения в отдельно взятой Москве несколько лет проводила компания "Телерейтинг". Еще в 2003 году она закупила у итальянской группы AGB 550 пиплметров и установила их в 300 московских домохозяйствах. Основным клиентом "Телерейтинга" был "Первый канал", но осенью 2010 года компания прекратила исследования.
В пресс-службе TNS Russia предпочли не комментировать проведенный столичным департаментом СМИ и рекламы конкурс.
Сергей Соболев
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Рейтинг креативности диджитал-агентств Украины '2012, '2013Топ-10 каналов по итогам августа: «Украина» падала, а «Интер» росРейтинг самых влиятельных медиаперсон мира -20125-й Рейтинг агентств маркетинговых сервисов Украины согласно доходамТоп-10 каналов по итогам июля: «Украина» потеряла, Интер и ICTV подросли