23apr2010
![]() пресса
|
Каковы последствия возможного увеличения ставки налога на рекламу?В ближайшее время могут быть внесены изменения в декрет Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах". |
Украинское правительство рассматривает возможность увеличить ставку налога на рекламу с 0,5% до 2,5-3%, а также ввести дополнительные повышающие коэффициенты: для рекламы на телевидении - 7, в печатной прессе - 5 и для наружной рекламы - 2. Кабмин также намерен расширить список подлежащих налогообложению видов рекламы. Отныне, кроме установки и размещения рекламы, налогом будет облагаться "опубликование (обнародование) информации о наименовании спонсора, товарного знака и услуг спонсора".
О проекте декретных изменений стало известно в конце прошлой недели, а уже на этой участники рынка и профильные организации приступили к активному обсуждению налоговых преобразований. Индустриальный телевизионный комитет и Независимая ассоциация телерадиовещателей провели вчера "круглый стол" по теме, медиа-эксперты активно дают комментарии, а юристы - оценку данному действию со стороны правительства. А корреспондент проекта "Мониторинг СМИ" провел опрос среди экспертов отрасли, чтобы узнать их мнение относительно возможного увеличения налога на рекламу...

По его словам, если у рекламодателя увеличивается затратная часть, то увеличивается и стоимость продукции. "Стоимость продукции увеличивается, а значит люди покупают меньше, а значит меньше производится и меньше поступает налогов в казну. В конечном итоге пострадает медиа-отрасль, пострадают реальные производители, рекламирующие себя. Уйдет в тень значительная часть экономики, а также появятся те, кто торгует контрафактным товаром, появятся те, кто с удовольствием использует теневые схемы. В конечном итоге пострадает не именно рекламная и медийная индустрия, а пострадает экономика страны", - прогнозирует г-н Лазебник последствия.
Также говоря о возможных последствиях для рынка, он отметил: "По большому счету, на рекламные агентства, как таковые, производящие креатив, этот закон влияет только косвенно. Станет меньше рекламной продукции, у них станет меньше работы, но бюджеты их никак не пострадают. Пострадают бюджеты медийные". Бюджеты утверждены, но теперь рекламодатель на предусмотренную сумму денег получит не 100% рекламы, а 80%. Кроме того, по его мнению, такой шаг может привести к краху некоторых СМИ. "СМИ потеряет, рекламодатель потеряет контакты, выходы в СМИ, будет меньше продано продукции… это некий удар, абсолютно неожиданный удар. У некоторых рекламодателей, реклама является инвестиционной, они не покрываю затрат на рекламу за счет оборота. Они как раз будут ее просто снимать", - полагает Лазебник, отмечая, что прежде всего пострадает ТВ-реклама, потому как налог у них будет 21%, потом - пресса и наружка. Интернет и радио пострадают, по его мнению, в меньшей степени. А рекламодателю будет проще размещать рекламу в российских печатных СМИ, они также присутствуют на украинском рынке.

Член Национального совета по телерадиовещанию Татьяна Лебедева полагает, что в случае принятия проекта особенно посрадают региональные СМИ: "Этот налог на рекламу окончательно добьет их. В итоге, производители рекламы либо уменьшат объемы производимого продукта, либо повысят себестоимость продукта. Как результат - пострадают потребители".
Руководитель Центра законодательных инициатив Независимой ассоциации телерадиовещателей Ольга Большакова уверена, что помимо перечисленных последствий, будет резкое уменьшение плюрализма СМИ, потеря всеми вещателями финансовой стабильности и как следствие - независимости (местных ожидает банкротство или продажа, общенациональные - уменьшение количества творческих работников), а также снижение уровня налоговых поступлений от телекомпаний в бюджет.

Интересные факты привела юрист телекомпании "1+1" Ирина Стройко. Она утверждает, что ни в одной из 40 стран, законодательство которых в части рекламы она промониторила, нет подобного налога.


По прогнозам отраслевых организаций, если проект изменений декрета КМУ о местных налогах и сборах будет принят, то для телевидения последствия будут такими: сворачивание свободы слова (те каналы, которые развивались без участия государства, больше не смогут расти), несколько тысяч сотрудников ТВ-организаций останутся без работы, придут в упадок региональные вещатели и появится нездоровая конкуренция на рынке (одни телеканалы получат возможность развиваться за счет падения других). Для прессы: в выигрыше будут те газеты и журналы, которые являются "рупором" чьих-то интересов, ущемление свободной и независимой прессы, закрытие большого количества изданий в результате банкротства, уменьшение суммы налоговых платежей, отсутствие стимула для издателей и рекламодателей, тенизация отрасли, миграция издательского рынка из региона в регион и в соседние страны.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Желание клиента смартфона – закон. Особенно – рекламное желаниеЗапрет на рекламу сигарет не избавил украинцев от желания куритьОпасна ли наружная реклама вдоль дорог?Последствия повышения налога на рекламу: исчезновение аналитики, падение рентабельности СМИ и закрытие изданийУвеличится ли налог на рекламу?