18oct2010
сигареты
сигареты

Запрет на рекламу сигарет не избавил украинцев от желания курить

По материалам: delo.ua

Запрет на рекламу сигарет в Украине строже, чем во многих европейских странах, но это не приводит к уменьшению числа курящих, считает эксперт.

Уровень строгости законодательства, увы, далеко не всегда соответствует уровню его эффективности. Лучший тому пример — запреты на рекламу сигарет. В Украине они уже намного строже многих европейских аналогов, но в Украине курят больше, чем, скажем, в США, где разрешены многие виды рекламы табака. Более того, в Украине наблюдается парадоксальная ситуация: с 1 января 2010 года запрещена реклама сигарет в печатных СМИ (от этого пострадало немало газет и журналов), но при этом уровень курения, по данным Киевского международного института социологии, по сравнению с осенью 2009-го даже слегка вырос. Возможно, нашим депутатам пора задуматься об эффективности штампования новых запретов и сосредоточиться на реальном выполнении уже принятых ограничений?

Научные исследования, проведенные в Евросоюзе и США, свидетельствуют: запрет рекламы табака и снижение курения между собой напрямую не связаны. С критикой тотального запрета рекламы сигарет выступил нобелевский лауреат в сфере экономики Джеймс Хекман. На основе статистических данных он сделал вывод, что между динамикой уровня курения и мерами по ограничению рекламы не существует серьезной причинно-следственной связи. Эту гипотезу подтвердил и профессор Университета Пенсильвании д-р Джон Нельсон, который свыше 20 лет изучал подходы к рекламе табачных и алкогольных изделий.

Данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подтверждают скепсис экономистов. Парадокс, но в Канаде, например, где реклама сигарет почти полностью запрещена и введены заоблачные налоги на табак, уровень курения выше, чем в США, где законы намного либеральнее. При этом в США потребление сигарет за прошедшие 20 лет уже снизилось в два раза и составляет около 17%. По мнению специалистов, основным тормозом снижения курения в Канаде стала нелегальная торговля сигаретами, которая, например, в провинции Квебек достигает 40% рынка, в Онтарио — 49%. Запрет на рекламу и информацию о сигаретах выгоден дешевой табачной контрабанде, которая в рекламе совершенно не нуждается. А ведь сейчас Украина идет по канадскому пути: после резкого повышения акциза на сигареты в 2008-2009 годах контрабандные сигареты стали активно проникать в Украину. За семь месяцев 2010-го зарегистрировано 660 случаев ввозной контрабанды сигарет — это больше, чем за весь 2009 год. Общий объем сигарет, изъятых при попытке контрабанды, вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,7 раза. Только в марте 2010-го Южная таможня задержала 9,9 млн. сигарет, которые нелегально направлялись в Украину из Китая.

Для реального снижения уровня курения в Украине стоит обратить внимание на антитабачную политику американских штатов — Флориды и Калифорнии, которые добились серьезных результатов. В этих штатах вместо полного запрета на информацию и рекламу сигарет была предложена система эффективного контроля за соблюдением запрета на продажу сигарет несовершеннолетним, а также проведена кампания по недопущению роста курения среди молодежи. Ведь именно несовершеннолетние в первую очередь рискуют пополнить ряды курильщиков.

Артем Биденко, глава Ассоциации наружной рекламы, член Общественного совета комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации

Напомним, в Украине печатные средства массовой информации государственной и коммунальной форм собственности планируется ликвидировать в течение семи лет.
 

Агентства 
АГЕНТСТВА125
МЕДИА70
ГРУППЫ9